Понятие конфликта в психологии: стадии, виды и функции

Понятие конфликта.

Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории менеджмента, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». В связи с этим можно вручить определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.

Виды конфликтов.Конфликты бывают весьма разнообразными, и их можно классифицировать по различным признакам. В настоящее пора различают:

— внутриличностные;

— межличностные;

— между личностью и группой (внутригрупповые);

— между двумя или несколькими группами людей (межгрупповые). Внутри личностный конфликт. Может появиться, когда производственные требования находятся в противоречии с личностными потребностями или ценностями. Например, сотрудник планирует провести выходные дни дома, с семьей, а начальник просит вылезти на работу, чтобы решить сложный вопрос. Внутриличностный конфликт может быть также связан со степенью удовлетворенности работой.

Структура конфликта.Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, нужно устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

Функции конфликта.Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;

«коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

18. Конфликт, его
структура, виды, функции, стадии протекания

План:

1. Определение
понятия «конфликт».

2. Структура
конфликта, его виды.

3. Функции конфликта,
стадии протекания и стратегии поведения
в конфликтных ситуациях.

1. Конфликт –
это отсутствие
согласия между двумя или более сторонами
(конкретные лица или группы).

Отсутствие согласия
обусловлено наличием разнообразных
мнений, взглядов, идей, интересов, точек
зрения и т.д.

Если конфликты
способствуют принятию обоснованных
решений и развитию взаимоотношений, то
их называют конструктивными.

Конфликты,
препятствующие эффективному взаимодействию
и принятию решений, называют деструктивными.

80% конфликтов
возникает помимо желания их участников.
Главную роль в возникновении конфликтов
играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены
это слова,
действия (или бездействие), могущие
привести к конфликту.

2.
Формула конфликта:

Конфликт = участники
+ объект + конфликтная ситуация + инцидент

1. Участники
(противостоящие стороны, оппоненты)

– это субъекты (отдельные личности,
группы, организации, государства),
непосредственно вовлеченные во все
фазы конфликта (конфликтную ситуацию,
инцидент), непримиримо оценивающие
сущность и протекание одних и тех же
событий, связанных с деятельностью
другой стороны.

2. Объект конфликта
это предмет,
явление, событие, проблема, цель, действия,
вызывающие к жизни конфликтную ситуацию
и конфликт.

3. Конфликтная
ситуация –
это
ситуация скрытого или открытого
противоборства двух или нескольких
участников (сторон), каждый из которых
имеет свои цели, мотивы, средства и
способы решения личностно значимой
проблемы.

4. Инцидент – это
практические (конфликтные) действия
участников (сторон) конфликтной ситуации,
которые характеризуются бескомпромиссностью
поступков и направлены на обязательное
овладение объектом обостренного
встречного интереса. Обычно возникает
после резкого обострения противоречия
и провоцирует столкновение участников
конфликта.

Важно знать не
только сущность и структурные элементы
конфликта, но и различать типы конфликтов.

По степени остроты
противоречий,
которые
возникают, конфликты могут быть
подразделены на следующие типы:
недовольство, разногласие, противоречие,
размолвка, раздор, перебранка, стычка,
ссора, скандал, вражда, война.

По
проблемно-деятельностному признаку
можно выделить
следующие типы конфликтов: управленческие,
педагогические, производственные,
экономические, политические, творческие
и др.

По степени
вовлеченности людей в конфликт
могут
быть выделены следующие типы:
внутриличностные, межличностные, между
личностью и группой, межгрупповые,
межколлективные, межпартийные,
межгосударственные конфликты.

По длительности
протекания
конфликты
можно подразделить на кратковременные
и затяжные.

По источнику
возникновения
конфликты
можно разделить на объективно и
субъективно обусловленные. Объективным
считается возникновение конфликта в
сложной противоречивой ситуации, в
которой оказываются люди
. Плохие условия
труда, нечеткое разделение функций и
ответственности – такого рода проблемы
относятся к числу конфликтных, т.е.
объективно оказываются той почвой, на
которой легко возникает напряженная
обстановка. Субъективным будет
возникновение конфликта в связи с
личностными особенностями конфликтующих,
с ситуациями, создающими преграды на
пути удовлетворения наших стремлений,
желаний, интересов
. Принятое решение
кажется ошибочным, оценка труда
неправильной, поведение коллег
неприемлемым.

3. Под
функцией конфликта понимается роль,
которую играет конфликт по отношению
к обществу и его структурным элементам
(индивидам, социальным группам и
организациям).

Конструктивные
функции:

устранение
противоречий в деятельности коллектива;

— социальный
контроль;

— улучшение качества
деятельности;

— активизация
социальной деятельности.

Деструктивные
функции:

— большие материальные
и эмоциональные затраты;

— разрушение
отношений;

— насилие и гибель
людей;

— ухудшение качества
совместной деятельности.

Любой социальный
конфликт имеет довольно сложную
внутреннюю структуру. Анализ содержания
и особенностей протекания социального
конфликта обычно проводится по трем
основным стадиям: предконфликтной,
непосредственного конфликта и стадии
разрешения конфликта.

Предконфликтная
стадия –
это
период, в течение которого конфликтующие
стороны оценивают свои ресурсы, прежде
чем решиться на агрессивные действия.
К таким ресурсам относятся материальные
ценности, информация, власть, связи,
престиж и т.д. Для этой стадии также
характерен процесс формирования у
каждой из конфликтующих сторон стратегии
или нескольких стратегий.

Стадия
непосредственного конфликта
характеризуется
наличием инцидента, т.е. социально
активных действий, направленных на
изменение поведения соперников
. Это
активная, деятельная часть конфликта.
Действия, составляющие инцидент, могут
быть различными. Условно их модно
разделить на две группы, каждая из
которых имеет в своей основе специфическое
поведение людей
. К первой группе относятся
конфликтные действия, носящие открытый
характер
. Это могут быть словесные
прения, экономические санкции, физическое
воздействие, политическая борьба и т.д.
Такие действия легко идентифицируются
как конфликтные, агрессивные, враждебные.
Ко второй группе относятся скрытые
действия соперников в конфликте
. Это
скрытая, завуалированная, но тем не
менее чрезвычайно открытая борьба,
имеющая целью навязать сопернику
невыгодный ему образ действий и
одновременно выявить его стратегию.
Основным видом действий здесь является
рефлексивное управление – это способ
управления, при котором основания для
принятия решения предаются одним из
действующих лиц другому. Это означает,
что один из соперников пытается передать
и внедрить в сознание другого такую
информацию, которая заставит его
действовать так, как выгодно тому, кто
передал информацию.

Внешним признаком
стадии
разрешения конфликта
может
служить завершение инцидента. Это
означает, что между конфликтующими
сторонами прекращается конфликтное
взаимодействие. Однако для полного
прекращения конфликта этого недостаточно.
Разрешение социального конфликта
возможно лишь при изменении конфликтной
ситуации, т.е
. совокупности социальных
и психологических условий, вызывающих
конфликт
. Изменение конфликтной ситуации
означает устранение причин конфликта.

Психологи выделяют
следующие пять типовых стратегий
поведения в конфликтных ситуациях:

  1. Приспособление
    изменение
    своей позиции, перестройка поведения
    сглаживание противоречий в ущерб своим
    интересам.

  2. Компромисс –
    урегулирование
    разногласий путем взаимных уступок.

  3. Сотрудничество
    совместная
    выработка решения, удовлетворяющего
    интересы всех сторон.

  4. Игнорирование
    стремление
    выйти из конфликтной ситуации, не решая
    ее.

5. Соперничество
конкуренция,
открытая борьба за свои интересы, упорное
отстаивание своей позиции.

Статья посвящена анализу явления «психология конфликта». Приводится характеристика психологических особенностей конфликта, его функций, причин, видов, структурных составляющих, способов профилактики, разрешения и преодоления.

Психология конфликта и его функции ↑

Понятие «конфликт» выступает как одна из разновидностей людских взаимоотношений. Если он протекает конструктивно, то предстает перед нами как развитие связи между индивидами от конфронтации до коммуникации: сначала люди не находят общего языка, но со временем, в ходе поиска общих точек соприкосновения, они отыскивают объединенную позицию и пути преодоления ситуации конфликта.

Конфликт, с психологической точки зрения, призван:

  • показывать и отображать противоречия, возникающие среди людей в ходе их общения или взаимодействия вообще;
  • выявлять напряжение в отношениях, когда затрагиваются несовместимые позиции, мотивы, цели и интересы людей.

Будучи социальным явлением, конфликт имеет специфичные функции – своего рода индикаторы, указывающие на то, как влияют конфликтные явления на общество, группу или личность, какие именно при этом затрагиваются общественные, групповые или индивидуальные нормы и подходы, каковы последствия подобных нарушений.

При рассмотрении функций конфликта, наиболее обширными из них есть такие типы:

  1. Позитивные (конструктивные, функциональные).
  2. Негативные (деструктивные, дисфункциональные).

Упомянутые типы функций также весьма широки по своему содержанию. Среди позитивных функций наиболее известны:

  • интеграция группы (коллектива) – люди склонны объединяться между собой в середине группы против внешней угрозы;
  • баланс сил и социальный контроль – на первый план выступает фактор перераспределения сфер влияния, когда под действием конфликтной ситуации возникают измененные, более адекватные социальные связи и явления;
  • информирование о ситуации – при участии в конфликте происходит более объективное ориентирование относительно социальной среды, окружающей человека или группу;
  • структурирование отношений между людьми – в ходе конфликта можно определить пути и возможности налаживания сотрудничества, адаптироваться к новым условиям взаимодействия.

К негативным функциям можно отнести:

  • разрушение благоприятного психологического климата в группе (коллективе);
  • уменьшение взаимодействия и сотрудничества между людьми – участниками конфликта;
  • увеличение затрат – как материальных, так и эмоциональных;
  • усиление противостояния – конфронтация участников конфликта заставляет их искать пути к собственной победе, что увеличивает напряженность ситуации;
  • неадекватность восприятия ситуации – конфликтующие стороны склонны приписывать друг другу самые плохие намерения, стремления и цели.

Причины возникновения ↑

Возникают конфликты вследствие самых всевозможных причин, которые разделяют таким образом.

1.   Общие, «глобальные» причины:

  • социально-политические и экономические (противоречия людей относительно политических и экономических мировоззрений);
  • социально-демографические (людские противоречия, связанные с полом, возрастом, этносом);
  • социально-психологические (связаны с отличиями в различных социальных группах по поводу мотивов поступков, настроений, лидерства и прочего);
  • индивидуально-психологические (отображают причины противоречий из-за различия в личностных характеристиках и проявлениях).

2.   Конкретизированные причины выглядят так:

  • ресурсы (противоречия по поводу их нехватки, распределения, отсутствия);
  • взаимозависимость (в любых ситуациях – личностных, деловых, эмоциональных, когда индивид этим недоволен и пытается изменить);
  • разница целей и задач (они у конфликтующих личностей не совпадают или даже мешают реализовать собственные);
  • ценности и представления (у различных людей могут вступать в антагонизм);
  • коммуникации (противоречия вследствие неадекватности общения или неконструктивного формирования навыков коммуникации, здесь же – недостоверность информации, недомолвки, искажения).

Виды и структура ↑

Видовые различия конфликтов весьма разнообразны и широки, их классификация может быть представлена следующим образом.

1.   В зависимости от сферы, в которой возникают конфликты:

  • семейные (возникают в сфере семейных отношений, между родителями, детьми, различными родственниками);
  • производственные (существуют в коллективах и группах по поводу рабочих процессов и дисциплины, между руководителями, подчиненными, сотрудниками вообще);
  • социальные (проявляются в напряженном взаимодействии различных социальных групп и образований: правительство, народ, общественные организации).

2.   По источникам возникновения конфликты проявляются как:

  • деловые – возникают в структуре различных учреждений и организаций из-за недостатков в структуре, распределении обязанностей;
  • эмоциональные – появляются из-за индивидуально-психологических особенностей каждого человека, когда люди несовместимы по типам темперамента или характера, проявлениям эмоционально-волевой сферы.

3.   От того, как именно человек на субъективном уровне воспринимает конфликты, они бывают:

  • ошибочными – реальных причин для конфронтации нет, но человек субъективно воспринимает ситуацию как конфликт;
  • потенциальными – когда предпосылки для конфликта уже проявились, но сам конфликт пока не возник;
  • истинными (реальными) – «классический» конфликт с открытым противостоянием между его участниками.

4.   Исходя из субъектов, которые принимают участие в столкновении, конфликты разделяют на:

  • внутриличностные (конфликты с самим собой);
  • межличностные (между двумя индивидами);
  • внутригрупповые (между сферами влияния в отдельно взятой группе);
  • межгрупповые (между различными группами с противоречащими позициями и целями).

Структурные элементы конфликтного процесса выглядят так:

  • стороны (субъекты, участники) конфликта – все те, кто непосредственно или опосредованно втянуты в конфликтное взаимодействие;
  • условия протекания конфликта – остро и болезненно, тихо и вяло;
  • образы конфликтной ситуации (предмет конфликта) – представления участников о том, из-за чего именно возникло противоборство;
  • результаты конфликтной ситуации – чем завершился конфликт, каковы его последствия для каждого из участников.

Проблема производственного и личностного вреда ↑

Производственный вред от конфликтов очевиден, если проанализировать ряд факторов:

  1. Дисциплинарный (снижение из-за конфликтной ситуации производственной дисциплины и результатов деятельности).
  2. Межличностный (нарушение позитивных связей, субординации между коллегами и в структуре отношений начальник-подчиненный).
  3. Информационно-коммуникативный (нарушения в сфере работы с информацией – недоверие к источникам, умалчивания важной информации, ее недостоверность и необъективность и т.п.).
  4. Социальный (может искажаться сложившаяся в коллективе социальная структура, взаимодействия между людьми в группах различных интересов, возникают противоборствующие группы с противоположными целями, со своими приверженцами и оппонентами).

Личностный вред проявляется через эмоциональный негативизм, у конфликтующих людей наблюдается:

  • понижение настроения;
  • сосредоточение на эмоциях со знаком «–»;
  • подавленность;
  • агрессивность и чрезмерная раздражительность;
  • невозможность наладить адекватное общение;
  • чрезмерная сосредоточенность на проблеме конфликта.

Способы разрешения и профилактики ↑

Способы преодоления конфликтов становятся понятны через рассмотрение различных стратегий и процедур работы в случае конфликтного взаимодействия.

Для каждой стадии (предконфликтная, начальная, активного противостояния, завершающая) конфликта будут характерны свои специфические способы разрешения (в зависимости от глубины противоречий).

На предконфликтной стадии важно внимательно отслеживать структуру социальных (индивидуально-психологических) связей и предпосылки их нарушения. Если люди несовместимы, не следует организовывать их совместную деятельность, либо же очертить для них четкие и понятные правила взаимодействия.

Анализу в процессе профилактики конфликтов подлежат:

  • личностные особенности каждого представителя коллектива;
  • качество личностного взаимодействия;
  • отношения в группе, их специфика, лидерство отдельных участников (формальное и неформальное);
  • групповую культуру (доминирующие точки зрения, традиции и установки в коллективе, несогласованные позиции отдельных индивидов).

На более поздних стадиях конфликтного взаимодействия можно использовать:

  1. Поведенческий подход (предполагает формирование последовательных рациональных и конструктивных действий – актов поведения, которые пошагово будут приближать участников конфликта к его разрешению).
  2. Аналитический подход (основан на детальном анализе структурных составляющих конфликта, этапов течения конфликта, окружающей среды и разработке на этом фундаменте аналитической модели выхода из ситуации).
  3. Ситуативный подход (предусматривает решение и преодоление конфликтов в зависимости от конкретной ситуации, которая складывается во время межличностного взаимодействия, учет ее специфичных характеристик и влияние именно на те точки, которые позволяют снизить напряжение и уменьшить противоречия).

Видео: Способы поведения в конфликте