Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Воспитание достойного гражданина своей страны является одной из ведущих задач дошкольного образования. Суть его заключается в создании и реализации продуманной системы педагогических действий, направленных на формирование гражданственного сознания и чувств у ребёнка. Отечественной педагогикой накоплен обширный опыт использования разнообразных средств и методов воспитания и стимулирования патриотического поведения.

Задачи дошкольного образовательного учреждения

Актуальность патриотического воспитания дошкольников ни у кого не вызывает сомнений, особенно в свете тех изменений, которые произошли в нашем обществе в последние десятилетия. Несмотря на малый возраст, дети способны усвоить и прочувствовать довольно сложные понятия, связанные с темой гражданства и любви к своей стране.

Основные цели этого направления работы педагогов в детском саду — в доступной форме познакомить детей с понятием Родина, воспитать в них чувство гордости за свою страну и желание активно участвовать в общественной жизни.

Задачи работы воспитателей детсада формулируются с учётом особенностей возраста воспитанников, характера их семейного воспитания и социальной среды.

Основные из них:

  1. Дать прочные знания о стране, в которой живут дети (моя Родина — Россия, в ней проживают люди разных национальностей; государственный Герб, Флаг и Гимн; природа, чем занимается население и др.).
  2. Воспитывать осознанные убеждения в том, что наша страна нуждается в трудолюбивых руках и образованных специалистах; каждый должен стремиться к упрочению мира и благосостояния Родины.
  3. Формировать навыки правильного общественного поведения, уважительного отношения к людям разных национальностей, желание активно участвовать в жизни детского сада, населённого пункта, страны.
  4. Формировать привычку активной гражданской ответственности за происходящее вокруг.
  5. Воспитывать художественный вкус, интерес к народному творчеству через ознакомление с фольклорными произведениями и народными промыслами.

Нравственное воспитание подрастающего поколения невозможно без объединения усилий всех лиц, оказывающих на него прямое или косвенное влияние: членов семьи, педагогического коллектива образовательного учреждения, работников культурно-досуговой сферы, общественных организаций. Поэтому ещё одной важной задачей детского сада является объединение всех позитивных воздействий на личность ребёнка и исключение негативных.

Работа с родителями в ДОУ

Выбор форм и методов работы с родителями по проблемам воспитания подрастающего гражданина и патриота достаточно велик:

  • Индивидуальные консультации.
  • Групповые и коллективные лекции.
  • Тематические родительские собрания, показательные занятия, совместные с детьми праздничные мероприятия, встречи с известными людьми.
  • Разработка соответствующего наглядного материала с методическими рекомендациями по его использованию, брошюр, оформление тематических «Уголков для родителей».

Цель консультаций для родителей в детском саду — привлечение их к участию в нравственно-патриотическом воспитании детей.

Задачи: убедить их в актуальности этой проблемы, ознакомить с содержанием работы с детьми разных возрастных групп, научить использовать все возможности семейной среды для формирования гражданских чувств у малышей.

Формирование патриотизма

Современное дошкольное образовательное учреждение является центром гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Взращивание духовно богатой личности с активной жизненной позицией основывается на большом объёме знаний о своей стране, о малой Родине, о её культуре и обычаях. Соответственно программы и проекты работы с детьми должны включать в себя такую систему воспитательных методов и средств, которая постепенно расширяет эти знания и приводит ребёнка дошкольного возраста к осознанию себя как равноправного гражданина своей Родины.

Возраст воспитанников

Выбор методов, приёмов и средств воспитания ребёнка зависит от возрастных особенностей его развития:

— малыш 3−4 лет любознателен, доверчив, имеет наглядно-образное мышление. Соответственно, в работе с ним должны преобладать наглядно-действенные, игровые методы и приёмы — показ игрушек и предметов, демонстрация действий с ними, сопровождаемая эмоциональными словесными пояснениями;

— дети средней группы (4−5 лет) ориентируются уже не только на то, что говорят взрослые, но и на то, как они поступают. Поэтому очень важно, чтобы взрослые демонстрировали ребёнку собственные патриотические чувства и поступки, интерес к народному творчеству. Проект по патриотическому воспитанию в средней группе может включать в себя, например, заучивание стихов и песен о Родине, рассматривание военной формы защитников Отечества, народного костюма, предметов и картин быта, природы и т. д. ;

— старший дошкольник (5−7 лет) имеет осознанные представления о своей стране, крае, городе, селе, о родной природе. У него есть идеальный образ гражданина, любящего свою Родину, семью, город, готового на бескорыстный труд на благо общества и на защиту от врагов.

Дети охотно участвуют в тематических мероприятиях по случаю праздничных дат, с интересом занимаются художественным творчеством, активно участвуют в беседах со взрослыми. Дети этого возраста отзывчивы на одобрение своих гражданских поступков со стороны взрослых. Посещение музеев, памятных мест, общественных мероприятий, встречи с интересными людьми укрепляют в них чувство гордости за свой народ.

Полезные беседы

Групповое или индивидуальное занятие в форме беседы по патриотическому воспитанию в старшей группе должно носить ярко выраженный эмоциональный характер и включать в себя разные виды деятельности детей.

План беседы в старшей группе обязательно должен состоять из достаточно краткой, но понятной и убедительной теоретической части: взрослые дают пояснения и демонстрируют наглядный материал по теме занятия.

Очень важно обеспечить активное участие каждого ребёнка во второй, практической части занятия, когда в различных видах его деятельности закрепляются в сознании нравственные представления и знания.

В играх — сюжетно-ролевых, настольных, народных, театрализованных и пр. — дети как бы примеряют на себя героические роли защитников Родины, вживаются в их чувства, мотивы поступков. Это обогащает их эмоциональную сферу, учит сочувствию, сопереживанию.

Изобразительная деятельность, музыкально-литературная — рисование, лепка, аппликация, прослушивание и заучивание песен, литературных произведений побуждают детей к творческому самовыражению собственных чувств и переживаний.

Мероприятия вне занятий

Семейный и общественный социум предоставляет широкие возможности для организации работы с дошкольниками:

  • посещение музеев, выставок с целью ознакомления с экспозициями, рассказывающими об исторических событиях, достопримечательностях, известных людях;
  • познавательные экскурсии к местам боевой и трудовой славы, объяснение значения ритуальных действий (возложение цветов, организация минут молчания) у памятников воинам;
  • участие в общественных мероприятиях, посвящённых историческим датам — уборка и украшение территории, подготовка к концерту, спортивному или фольклорному празднику, изготовление сувениров для ветеранов труда и войны;
  • коллективные творческие работы и их презентации (на родительских собраниях или в других группах сверстников) побуждают к сотворчеству, воспитывают культуру содержательного общения со сверстниками и взрослыми. Например, дети под руководством взрослых могут оформить стенд (альбом) «Это мой любимый город», по очереди побывать в роли экскурсовода;
  • ознакомление с новинками детской литературы, песнями, посещение кино, спектаклей соответствующей тематики и их обсуждение.

Нравственно патриотическое воспитание в детском саду — проект, требующий от воспитателя хорошего знания возрастной психологии и высокой педагогической культуры. Внимания требуют и дети других национальностей, воспитывающиеся в ДОУ. Ознакомление с их культурой, обычаями, творчеством, бытом раскрывает перед детьми широкое многообразие мира, воспитывает интерес и стремление к культурному и творческому сотрудничеству.

На занятиях и вне занятий детям можно предложить полюбоваться национальными нарядами, игрушками, посудой, сравнить их элементы, почитать сказки, послушать песни, попробовать национальные блюда, поиграть в игры разных народов, заучить слова приветствия или прощания и пользоваться ими в быту.

https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou66/page2420315.htm

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2011/09/18/metodicheskie-rekomendatsii-po-teme-nravstvenno

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/05/osnovnye-vidy-deyatelnosti-detey-v-dou

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

Выровский детский сад «Колосок»

ОПЫТ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

СКАЧАТЬ

                    Воспитатель: Сундерова Татьяна Анатольевна

Оглавление

Введение. 3

Основная часть. 6

Аналитические результаты опыта работы.. 8

Заключение. 9

Литература. 10

Перечень разработанного материала. 11

Модель нравственно патриотического  воспитания дошкольников. 13

Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. 14

Содержания работы  педагогических проектов. 16

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 18

«Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

     В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает  еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви ксвоим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В Советском районе данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты.

          В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков,  А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.  В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова,  Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

    Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из  средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.  Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности.

Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.

     Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков:

 В тематический блок «Моя семья. Мой дом» можно включить следующие проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи».

В блок «Детский сад»: «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья детский сад, родителя и я», «Неделя игры и игрушки».

В блок «Моя малая Родина» входят такие проекты как «С чего начинается родина», «Моя малая Родина — поселок Малиновский»

Блок «Мой родной край» включает проект «Любимый край», экологический проект «Они должны жить».

Блок «Родная страна»: проекты «Любимая Россия», «Москва – столица России».

Блок «Наша Армия»: проекты «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День победы»

Тематический блок «Космос» вводится со старшего дошкольного возраста, и использовались следующие проекты: «Веселая астрономия», «Я и открытый космос».

   Составлены и реализованы проекты, относящиеся к государственно-гражданским и международным праздникам: «Новый год», «Елочные украшения», «Широкая масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

   Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. Например, в блоке «Моя семья», происходила реализация таких проектов, как «Выходной день с семьей», где активное участие принимали родители дошкольников, составляя проект мероприятий в соответствии с традициями своей семьи. К подготовительной к школе группе проекты были исследовательскими и носили уже долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирали исторические факты и события.

    В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:

— оборудовали центр «Моя Родина — Россия»;

— подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос»  и др.;

— оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый поселок», «ульяновская область и её достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Мир  Поволжья в куклах и игрушках», «Сказки нашего края».

 — оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.

— подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.

   Для воспитателей подготовила консультации «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном этапе».

Для родителей подготовила и провела собрание по теме: «Воспитание любви к родному поселку в детском саду и дома», наглядно-информационные консультации  «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», разработала памятку для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Для определения уровня развития  нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствуюсь методикой обследования патриотического воспитания в детском саду  М.И. Новицкой, С.Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой.

 Мониторинг показывает, что качество проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников улучшается.

     В результате проведенной работы дети узнают и называют символику страны, края, района; могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях  нашего края, поселка, о жизни и бытности народностей Поволжья.

     Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

    Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

— педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

— родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

— дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

      Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является  действенным и эффективным.

    В дальнейшем  буду продолжать работу по данной теме. Планирую разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.

  1. Модель  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  2. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
  3. Педагогические проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи», «Мой любимый детский сад»,  «Вместе дружная семья детский сад, родители и я», «Неделя игры и игрушек»,  «С чего начинается  Родина», « Моя малая Родина – поселок Малиновский», «Любимый край», «Они должны жить», «Любимая Россия», «Москва – столица Россия», «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День Победы», «Веселая астрономия», «Я и открытый космос», «Новый год», «Елочные украшения», «Широкая масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
  4. Дидактические игры: разрезные картинки « Военная техника», «Найди флаг»; «Космос», «Защитники России».
  5. Папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый поселок Малиновский», «Ханты-Мансийск и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Фино-угорский мир в куклах и игрунках», «Сказки угорского края».
  6. Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки».
  7. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности «Наш поселок», «День защитников Отечества», «Защитники Отечества», «Дикие животные наших лесов», сценарий экологического развлечения «Земля наш общий дом».
  8. Консультации для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном этапе».
  9. Родительское собрание по теме: «Воспитание любви к родному поселку в детском саду и дома».
  10. Наглядно-информационная консультация для родителей  «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
  11. Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)

Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию, следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

-развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

-формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

-развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

-занятия в соответствии с темами;

-увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);

-работа с родителями;

-экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический багаж.

Конечно, начинала работу по гражданско-патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Старалась, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детском саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.

2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.

3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички — все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, я прививаю детям любовь к родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формирую чувство ответственности за сохранение природы родного края. Любить свой город – значит и любить природу в нем. Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.

Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей развиваю основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Приобщаю детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даю детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борятся за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Я в этом не испытываю трудности, так как в нашем ДОУ создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях: «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!». Постепенно от прогулки и экскурсий, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Это и аллея около детского сада, сосновый бор, и живописная тропинка на Кабалинских родниках. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно — нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Литература:

1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2019 г.

2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная группа, Москва, 2019 г.

3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2019 г.

4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.

Правильное воспитание – это наша счастливая
старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это
наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей
страной.

А.С.МАКАРЕНКО

Нравственно -патриотическое воспитание детей
является одной из основных задач дошкольного
образовательного учреждения.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка
– сложный педагогический процесс. В основе его
лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с
отношения к семье, к самым близким людям – к
матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим
окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что
видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им
глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота.

Важно приобщать ребёнка к культуре своего
народа, поскольку обращение к отеческому
наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать
и изучать культуру своих предков. Именно акцент
на знание истории народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.

У каждого народа свои сказки, и все они передают
от поколения к поколению нравственные основные
ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие. “Это – первые и блестящие попытки
русской народной педагогики, — писал К.Д.Ушинский,
— и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии
состязаться в этом случае с педагогическим
гением народа”. Не случайно К.Д.Ушинский
подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет
быть бессильным, должно быть народным”
. Он ввёл в
русскую педагогическую литературу термин
“народная педагогика”, видя в фольклорных
произведениях национальную самобытность народа,
богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведения устного народного
творчества не только формируют любовь к
традициям своего народа, но и способствуют
развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей
интереса и любви к родному краю имеет ближайшее
окружение. Постепенно ребёнок знакомится с
детским садом, своей улицей, городом, а затем и
страной, её столицей и символами.

Задача педагога

– отобрать из массы
впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее
доступные ему: природа и мир животных дома
(детского сада, родного края); труд людей,
традиции, общественные события и т.д. Причём
эпизоды, к которым привлекается внимание детей,
должны быть яркими, образными, конкретными,
вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по
воспитанию любви к родному краю, педагог обязан
сам его хорошо знать
. Он должен продумать, что
целесообразнее показать и рассказать детям,
особо выделив наиболее характерное для данной
местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня
неповторимы. В каждом месте своя природа, свои
традиции и свой быт
. Отбор соответствующего
материала позволяет сформировать у дошкольников
представление о том, чем славен родной край.

Родной город… Надо показать ребёнку, что
родной город славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших
дошкольников, расширяется – это район и город в
целом, его достопримечательности, исторические
места и памятники. Детям объясняют, в честь кого
они воздвигнуты
. Старший дошкольник должен знать
название своего города, своей улицы, прилегающих
к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему
объясняют, что у каждого человека есть родной дом
и город, где он родился и живёт
. Для этого
необходимы экскурсии по городу, на природу,
наблюдения за трудом взрослых, где каждый
ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет
людей, требует от них слаженности, взаимопомощи,
знания своего дела. И здесь большое значение
приобретает знакомство детей с народными
промыслами края, народными умельцами.

В нравственно – патриотическом воспитании
огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности же близких людей. На конкретных
фактах из жизни старших членов семьи необходимо
привить детям такие важные понятия, как “долг
перед Родиной”, “любовь к Отечеству”,
“ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д.
Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы
победили потому, что любим свою Отчизну
. Родина
чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье
людей
. Их имена увековечены в названиях городов,
улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная
система нравственно – патриотического
воспитания может видоизменяться в зависимости
от конкретных условий.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к
семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине.
К сожалению, известны случаи, когда преданность
своему дому уживается с безразличием к судьбе
страны, а иногда даже с предательством. Поэтому
важно, чтобы дети как можно раньше увидели
“гражданское лицо” своей семьи.

Показать через малое большое, зависимость
между деятельностью одного человека и жизнью
всех людей – вот что важно для воспитания
нравственно – патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет
способствовать правильному развитию
микроклимата в семье, а также воспитанию любви к
своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему
городу, необходимо подвести к пониманию, что их
город – частица Родины, поскольку во всех местах,
больших и маленьких, есть много общего:

— повсюду люди трудятся для всех;
— везде соблюдаются традиции: Родина помнит
героев, защитивших её от врагов;
— повсюду живут люди разных национальностей,
совместно трудятся и помогают друг другу;
— люди берегут и охраняют природу;
— есть общие национальные и общественные
праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом – это непременно
быть интернационалистом. Поэтому воспитание
любви к своему Отечеству, гордости за свою страну
должно сочетаться с формированием
доброжелательного отношения к культуре других
народов, к каждому человеку в отдельности,
независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных
национальностей создаётся у ребёнка в первую
очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е.
взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно
это актуально в наши дни, когда среди какой-то
части взрослого населения возникают
противостояния по данным проблемам
. Поэтому
особенно важно в детском саду поддержать и
направить интерес ребёнка к людям других
национальностей, рассказать, где территориально
живёт данный народ, о своеобразии природы и
климатических условий, от которых зависит его
быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребёнок должен
знать: нашу страну населяют люди разных
национальностей; у каждого народа есть свой язык,
обычаи и традиции, искусство и архитектура;
каждый народ талантлив и богат умельцами,
музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи
нравственно-патриотического воспитания, каждый
педагог должен строить свою работу в
соответствии с местными условиями и
особенностями детей, учитывая следующие
принципы:

— “позитивный центризм” (отбор знаний,
наиболее актуальных для ребёнка данного
возраста);
— непрерывность и преемственность
педагогического процесса;
— дифференцированный подход к каждому ребёнку,
максимальный учёт его психологических
особенностей, возможностей и интересов;
— рациональное сочетание разных видов
деятельности, адекватный возрасту баланс
интеллектуальных, эмоциональных и двигательных
нагрузок;
— деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный
на детской активности.

Работа по каждой теме должна включать занятия,
игры, экскурсии, нерегламентированную
деятельность детей, по некоторым темам –
праздники.

Тематическое планирование способствует
эффективному и системному усвоению детьми
знаний о своей стране, родном крае, той местности,
где они живут. Причём темы повторяются в каждой
группе
. Изменяются только содержание, объём
познавательного материала и сложность,
следовательно, и длительность изучения.
Отдельные темы желательно приурочивать к
конкретным событиям и праздникам, обеспечивая
тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического
воспитания детей являются тематические занятия.
Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную
активность. Этому помогают приёмы сравнения,
вопросы, индивидуальные задания
. Нужно приучать
детей самостоятельно анализировать увиденное,
делать обобщения, выводы. Можно предложить найти
ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребёнка
дошкольного возраста характерны
кратковременность интересов, неустойчивое
внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное
обращение к одной и той же теме лишь способствует
развитию у детей внимания и длительному
сохранению интереса к одной теме
. Кроме того,
необходимо объединять в одну тему занятия не
только по родному языку, но и по ознакомлению с
природой, музыкой, изодеятельностью.

Учёт возрастных особенностей детей требует
широкого применения игровых приёмов, которые
важны как для повышения познавательной
активности детей, так и для создания
эмоциональной атмосферы занятия. Большой
интерес вызывают у детей игры в “поездки и
путешествия”. Таким образом, каждая тема должна
подкрепляться различными играми, продуктивными
видами деятельности
. Итоги работы над темой,
объединяющей знания детей, могут быть
представлены во время общих праздников, семейных
развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в
ознакомлении детей с бытом, традициями,
отдельными историческими моментами вызваны тем,
что дошкольникам свойственно наглядно –
образное мышление. Поэтому необходимо
использовать не только художественную
литературу, иллюстрации, но и “живые” наглядные
предметы и материалы
. “Бытовая повседневность”
чрезвычайно эффективна для ознакомления детей
со сказками, народными промыслами, бытовыми
предметами старины
. Для этого желательны
посещения музеев, а также организация
специальных помещений в детском саду
. Именно
здесь для ребёнка открывается возможность
первого проникновения в историю быта родного
края. Кроме того, в подобном “помещении”
расширяются возможности подачи информации
посредством игры.

Не менее важным условием нравственно –
патриотического воспитания детей является
тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к
истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные
эмоции, заставляет сопереживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням.

Цель:

  • Вызвать интерес к истории своей семьи, своего
    детского сада, своего города, своей страны.
  • Формировать нравственно-патриотические
    чувства; обогащать и углублять знания детей о
    семье, городе, стране.
  • Активизировать работу по пропаганде
    патриотического воспитания через доступные
    средства.

Задачи:

  • Формировать гражданственность, чувство любви и
    гордости к малой Родине.
  • Упорядочить и закрепить информацию о родном
    городе, крае, их символики.
  • Ориентировать родителей на гражданское
    воспитание детей в семье.
  • Развивать способности в восприятии и анализе
    литературных произведений, живописи,
    архитектуры. Учить выражать свои чувства,
    обогащать словарный запас.

Приложение 1

Приложение 2