Какие параметры влияют на формирование самооценки человека

Осознание человеком самого себя, своих умственных способностей, поступков, мотивов, физических возможностей, отношения к другим людям и себе – и есть самооценка личности. Она является неотъемлемой частью самосознания и включает умение оценить свои силы, возможности, отнестись к себе критически.

Уровни самооценки личности

В ходе своего существования в социуме человек постоянно сравнивает себя с другими людьми. Также он сопоставляет свои собственные успехи с достижениями коллег и знакомых. Этот анализ своих возможностей и достижений проводится по отношению ко всем качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе. Таким образом, еще с самого детства у человека происходит формирование самооценки личности. Влияя на поведение, деятельность и развитие индивида, его взаимоотношения с другими людьми, она выполняет регулятивную и защитную функцию.

Существует три уровня самооценки личности:

  • Наличие у человека низкого мнения о себе. Нередко заниженная самооценка формируется еще в детстве под влиянием и оценкой родителей. Впоследствии она закрепляется окончательно под воздействием окружающего социума. У таких людей часто наблюдается проблема самооценки личности;
  • Нормальный уровень понимания собственного потенциала. Обычно присущ уверенному в себе человеку, который успешно ставит цели и легко достигает их в карьере, бизнесе, творчестве и личной жизни. При этом он знает себе цену, осознает свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. Также адекватная самооценка личности позволяет развивать инициативность, предприимчивость, способности к адаптации в различных условиях социума;
  • Высокий уровень самооценки. Наблюдается у большинства людей, достигших значительных успехов в какой-либо области – политике, бизнесе, искусстве. Однако также распространены случаи наличия завышенной самооценки, когда человек придерживается необоснованно высокого мнения о себе, своих талантах, способностях и возможностях. Хотя, на самом деле его реальные успехи значительно скромнее.

Кроме того, психологи выделяют общую, частную (личностную) или конкретно-ситуативную самооценку личности. Дело в том, что человек может себя оценивать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации, например, на работе или в семье. Поэтому и результаты в этом случае бывают совершенно противоположные. Что касается общей самооценки, то она более сложная и формируется позже других.

Также существуют определения стабильной или плавающей самооценки. Она зависит как от эмоционального состояния, так и  от других дополнительных условий.

Формирование самооценки личности

Мнение человека о себе является довольно сложной психологической конструкцией. Процесс формирования самооценки личности протекает в ходе становления внутреннего мира и проходит различные этапы. Таким образом, можно сказать, что в течение жизни самооценка человека постоянно изменяется, становится более совершенной. Источником оценочных представлений является социокультурное окружение, реакции общества на какие-то проявления характера, действия, а также результаты самонаблюдения.

Важную роль в формировании понимания своих возможностей играет сопоставление реального образа «Я» с идеальным, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Причем чем меньше разрыв между тем, что есть на самом деле и идеальным образом, тем весомее признание собственных достижений. Также существенное влияние в ходе становления самооценки личности оказывают реальные достижения в самых разнообразных видах деятельности.

Психологи выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудач. В первом случае человек имеет более позитивный настрой, его не очень сильно волнует мнение других людей. Во втором случае он больше склонен к осторожности, старается не рисковать и постоянно ищет в жизни подтверждение своим страхам. Такой тип поведения не позволяет поднять свою самооценку.

Следует подчеркнуть, что самооценка личности всегда носит субъективный характер. Причем это происходит независимо от того, формируется ли она под влиянием собственных суждений индивида о самом себе или мнения других людей.

В основном у человека складывается адекватное мнение о себе, или неадекватное, то есть ошибочное. В этом случае говорят о наличии проблемы самооценки личности. Такого человека постоянно преследуют какие-то проблемы, нарушается гармоничность развития, он часто вступает в конфликты с окружающими. Кроме того, осознание реальных возможностей довольно сильно влияет на формирование тех или иных качеств. Например, адекватная самооценка личности способствует формированию самокритичности, уверенности в себе, настойчивости, требовательности. А неадекватная – излишней самоуверенности или, наоборот, неуверенности.

Если человек хочет достигнуть чего-то в жизни, ему необходимо работать над своей самооценкой, объективно осознавая свои силы и возможности, при этом сообразно реагируя на трудности, ошибки и критику.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

В Великобритании есть закон, согласно которому хирург может отказаться делать пациенту операцию, если он курит или имеет избыточный вес. Человек должен отказаться от вредных привычек, и тогда, возможно, ему не потребуется оперативное вмешательство.

Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

В течение жизни среднестатистический человек вырабатывает ни много ни мало два больших бассейна слюны.

Кариес – это самое распространенное инфекционное заболевание в мире, соперничать с которым не может даже грипп.

Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

Человеческие кости крепче бетона в четыре раза.

Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2019 инородных предметов.

Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

Работа, которая человеку не по душе, гораздо вреднее для его психики, чем отсутствие работы вообще.

Желудок человека неплохо справляется с посторонними предметами и без врачебного вмешательства. Известно, что желудочный сок способен растворять даже монеты.

Если бы ваша печень перестала работать, смерть наступила бы в течение суток.

В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.

Первый вибратор изобрели в 19 веке. Работал он на паровом двигателе и предназначался для лечения женской истерии.

Почему нутрицевтики лучше лекарств

В последние несколько лет востребованы натуральные продукты, богатые полезными элементами. Даже известные всем лекарства с добавлением натуральных ингредиентов …

Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

Самооценка человека: определение и особенности

В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство, которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство, проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.

Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

Теоретические представления о самооценке человека

Группы по критерию (аспекту или функции) Основные идеи Представители теорий
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценку связывалась с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия  или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценки, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др.
2группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи,
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и е смопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.

Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

Функции самооценки

Функции Характеристика
регуляторная обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную.
защитная обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости
развивающая (иди функция развития) стимулирует личность к развитию и совершенствованию
отражающая (или сигнальная) отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий
эмоциональная позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками
адаптационная помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру
прогностическая регулирует активность человека в начале выполнения деятельности
корригирующая обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности
ретроспективная обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения
мотивирующая побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости)
терминальная заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой

Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Виды и уровни самооценки личности

В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.

Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

  • средний уровень самооценки;
  • выше среднего уровня;
  • высокий уровень самооценки.

Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

  • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
  • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).

Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

Формирование и развитие самооценки

Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

  • влияние родителей, их оценка и личный пример;
  • средства массовой информации, информационные технологии;
  • социальное окружение;
  • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
  • воспитание;
  • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

  • семью;
  • школу;
  • референтную группу;
  • интимно-личностное общение

Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

Психологи утверждают, что уровень самооценки откладывает свой отпечаток не только на жизнь человека, но и на его эмоциональное и психологическое здоровье. Она напрямую ассоциируется с амбициозностью человека. Если между амбициями и настоящими возможностями излишнее расхождение, то уровень самооценки нельзя считать нормальной.

Разновидности самооценки

Самооценка — это определение возможности человека правильно воспринимать себя, свое отношение и поступки относительно окружающих. Среди составляющих самооценки можно выделить такие элементы: самокритика, требования к себе, отношение к личным достижениям и неудачам.

Виды самооценки

Говоря о видах самоанализа, психологи не ограничиваются простыми понятиями «хороший» или «плохой». Они дают более развернутое определение, опираясь на такие критерии:

  • актуальность — определяет уровень самоанализа по результатам, которых человек уже достиг;
  • парциальность — это достижения в каком-то определенном виде деятельности;
  • потенциал — определяется по врожденным задаткам, талантам или способностям человека.

А также среди распространенных определений самооценки по ее видам бывают такие:

  • заниженная;
  • правильная;
  • завышенная.

Каждый из этих видов имеет свои особенности и характеристики.

Заниженный уровень

Низкая самооценка формируется на основании различных факторов. Это может быть оценка умений и успехов человека близкими родственниками, уровень психологического здоровья, статус человека в социальной сфере, различные генетические недостатки и прочее.

Параметрами самооценки являются следующие характеристики:

  • человек становится слишком самокритичным и выражает частое неудовлетворение;
  • критика со стороны окружающих вызывает у человека негативные эмоции (обида, раздражение, злость), ему кажется, что к нему излишне придираются;
  • человек становится очень нерешительным, из-за того, что он боится допустить ошибку и быть высмеянным;
  • постоянное стремление угодить, даже если это происходит в ущерб самому себе;
  • стремление излишне идеализировать, при этом страдать, не достигая идеала;
  • неправильное восприятие вины и допущенных ошибок;
  • личность постоянно враждебно настроена, без каких-либо аргументированных причин;
  • пессимизм со всеми его негативными аспектами;
  • человек, имеющий низкую самооценку, воспринимает свои временные неудачи и поражения как постоянные.

Эти люди очень восприимчивы и зависимы от общественного мнения. Для них очень необходимо получать признание от окружающих, они считают, что положительное мнение окружающих напрямую зависит от достигнутых успехов. То есть, они искренне верят, что хорошие отметки в школе, повышение по службе, успехи в отношениях незамедлительно приведут к признанию в обществе.

Излишне сниженный уровень самоанализа может привести к различным комплексам и нереализованному потенциалу личности.

Адекватное восприятие себя

Такой вид самовосприятия выражается в способности личности указать на объективную и правильную оценку своих возможностей и потенциала. Она дает возможность относиться к своим действиям с оптимальной критичностью, что не мешает нормальной реализации личностного потенциала и позволяет окружающим правильно оценивать личность.

Человек, обладающий адекватной самооценкой, достигает хороших высот в карьере и успехов во всех жизненных аспектах. Такой человек является довольно уверенным в себе и своих амбициях, и способен справиться с любыми жизненными неудачами.

Психологи выделяют два фактора мотиваций для людей с правильным уровнем самоанализа:

  1. Желание достичь успеха. Личности, имеющие такую мотивацию, более оптимистичны. Они не зацикливаются на различных препятствиях и неудачах. Мнение окружающих для них не очень значимо.
  2. Избегание трудностей всеми возможными способами. Люди этого типа избегают риска, являются более осторожными. Путь к достижению целей, для таких личностей тернист и сложен, с большим количеством различных препятствий.

Завышенная самооценка

Такой уровень самовосприятия говорит о том, что личность неспособна правильно оценить уровень своих возможностей и себя в частности. Такие люди имеют много претензий к окружающим людям и возникающим ситуациям. Им сложно выстраивать нормальные отношения с окружающими, что часто способствует потере нормального личностного контакта.

Этот вид самооценки свойственен высокомерным и гордым людям, имеющим на все собственное мнение, которое значительно отличается от мнения окружающих.

Снизить завышенную самооценку очень легко. Если у человека с высокой самооценкой что-либо не выходит, или выходит не так как нужно, он начинает угнетать себя и его самооценка падает до заниженной. При этом это может сопровождаться глубокой депрессией или приобретением вредных зависимостей (алкоголь, сигареты, наркотики).

Одной из причин завышенной самооценки является перфекционизм — это стремление достичь максимального уровня совершенства в различных областях деятельности человека. Проблема этого личностного качества заключается в том, что везде достичь идеала очень сложно, если не сказать невозможно. Поэтому перфекционизм может оказать негативное влияние на становление правильного самовосприятия.

Функции самооценки

Любой самоанализ выполняет множество функций, которые детально описаны ниже.

  1. Регуляторная. Эта функция помогает личности в принятии правильных решений и определении задач.
  2. Защитная. Обеспечивает личности независимость и стабильность.
  3. Развивающая функция. Помогает человеку самосовершенствоваться и развиваться.
  4. Сигнальная, или как ее еще называют отражающая. Дает возможность личности понимание правильного отношения к себе, личностным качествам и действиям.
  5. Эмоциональная. Дает личности ощущение удовлетворенности от своих поступков и личных качеств.
  6. Адаптационная. Регулирует возможность личности приспосабливаться к социальным и окружающим ее реалиям.
  7. Прогностическая. Помогает человеку регулировать уровень своей активности в начале какого-либо действия.
  8. Корригирующая. Дает возможность правильно контролировать процесс выполнения действия.
  9. Ретроспективная. Помогает реально оценить свое поведение в период завершения своего действия.
  10. Мотивирующая. Толкает человека на какое-либо действие, для получения одобрения окружающими и обретения гордости, развития самоуважения и удовлетворения.
  11. Терминальная. Если человек чувствует, что его действия вызывают высокий уровень самоанализа и самокритики, то эта функция заставляет прекратить действие, или изменить его ход.

Формирование самовосприятия

Самооценка — это в психологии определение отношения человека к себе, своим поступкам и личностным достоинствам и недостаткам. Формирование самооценки главным образом происходит еще в детском возрасте, в период познания окружающего мира и всех его аспектов. Практика показывает, что самооценка — это непостоянное явление, которое может изменяться в зависимости от различных обстоятельств. Новые критерии оценивания могут повлиять на уже усвоенные. Различают три основных фактора, которые принимают важное участие в формировании самооценки:

  1. Сопоставление личностью своих достижений в реальности, с достижениями «идеала». Если личные качества и поступки такие, как должны быть у идеальной, по мнению человека, личности, то это положительно скажется на самоанализе. Если же личности далеко до своего идеала, то уровень самооценки будет заниженным.
  2. Еще одним фактором является то, что человек дает себе такую оценку, какую, по его мнению, дают ему окружающие.
  3. Последний фактор раскрывает то, какую оценку дает человек своим действиям и поступкам. Другими словами, он испытывает особое удовольствие оттого, что выбрал конкретный вид деятельности и хорошо с ним справляется.

Стоит отметить, что самоанализ, вне зависимости от всех этих факторов, всегда является исключительно субъективной оценкой.

Этапы развития

Самооценка развивается у человека с раннего детства и до конца его жизни.

Раннее детство

В развитии самоанализа большую роль играют ближайшие родственники. Даже в самые ранние годы ребенок, совершая какие-либо действия, уже самостоятельно реагирует на личные неудачи и достижения, таким образом, понемногу формируя свою самооценку. Но излишняя критичность и восторженность родителей может подтолкнуть ее в ту или иную сторону. К примеру, малыш хорошо рисует, и восторженные родители без устали повторяют какой он молодец и что никто, кроме него. так не сможет. В дальнейшем это может послужить причиной неадекватно высокой самооценки.

Или, наоборот, ребенок, придя в детский сад, столкнется с тем, что его будут оценивать как всех остальных, без каких-то возвышений. Это неизбежно повлечет за собой угнетение и в дальнейшем низкую самооценку. И также и слишком критичные родители, постоянно повторяющие ребенку, что он ничего не может либо у него ничего не получается, заведомо занижают его самоанализ.

Средний дошкольный возраст

К этому возрасту ребенок уже может объективно оценивать свои действия, личные победы и неудачи, а также свою личность в общем. В этот возрастной промежуток родители имеют особое воздействие на психологическое развитие ребенка. При этом те из них, которые имеют доверительные отношения с ребенком, оказывают на его психологический рост более активное влияние. Поэтому основной задачей родителей является помочь ребенку правильно сформировать свою самооценку.

Ребёнок 5−6 лет

Для детей этой возрастной группы довольно большую роль играет оценка взрослых, окружающих его людей. Он непросто ждет ее, а всеми возможными способами добивается. Таким детям просто необходимо одобрение и похвала. Это означает, что ребенок уже находится в том возрасте, когда начинают формироваться различные жизненно важные свойства, которые во взрослой жизни повлияют на успешность всех видов выбранной деятельности.

Начинающие школьники

Основной проблемой этого возраста, является сильное доверие ко всем взрослым, особенно учителям. Они берут с них пример, стараются подражать, полностью принимают их оценки. Даже в том случае, когда такой ребенок дает себе самооценку, он просто пересказывает по-своему слова своего учителя.

Это означает, что именно учителя в период младшей школы помогают ребенку правильно поставить уровень своего самоанализа. В этом возрасте детям важно, чтобы положительные характеристики его личности были общепризнанными.

Подростковый период

Среди главных отличий этого возраста можно смело отметить высокий уровень самоанализа. Наряду с этим, у подростка возникает потребность давать оценку своим возможностям и правильно ими пользоваться. А также есть необходимость развивать и формировать способности своей личности до уровня, который свойственен взрослому человеку.

Для подростков ключевым фактором в развитии правильного уровня самоанализа является мнение сверстников и друзей. В возрасте до 11 лет многим подросткам свойственно давать негативную оценку себе и своим действиям. Такое восприятие остается и дальше, к 13 годам, правда, оно сопровождается хорошими изменениями в виде роста самоуважения.

По мере того как подросток взрослеет, он начинает более трезво оценивать себя как личность. При этом в начале этого периода, подростку свойственно осознавать только определенные поступки в конкретных ситуациях, далее познаются черты характера, а уже в самом конце — особенности собственной личности.

Как изменить свою самооценку

Существует несколько способов в любом возрасте повлиять на свою самооценку. Способ следует выбирать исходя из личностных качеств и потребностей. Ниже описаны самые распространенные методы поднятия самооценки.

  • На листе бумаги или в ежедневнике на первой странице, необходимо записать все позитивные и негативные свои качества. В момент, когда произошла какая-либо неудача и самооценка пошатнулась, необходимо просто достать этот список и перечитать его. Этот способ помогает всегда оставаться уверенным в себе и своих силах.
  • Еще один популярный метод заключается в ведении ежедневника, в который записываются только успешные моменты дня. Это поможет не только поддерживать свою самооценку, но и обеспечит положительный настрой и желание совершенствоваться на следующий день.
  • Для достижения каких-то новых целей необходимо составить четкий план действий и неуклонно ему следовать. Это даст возможность не обращать внимания на преграды и незначительные неудачи.

Стоит отметить, что женщины чаще поддаются влиянию от общественного мнения. Поэтому им рекомендуется больше слушать свой внутренний голос, родных и близких. Это не позволит впадать в отчаянье при каждом замечании.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………3

1. Самооценка. Понятие, виды, структура………………………….4

2. Развитие самооценки………………………………………………..8

2.1. Этапы развития самооценки………………………………..10

2.2. Факторы, влияющие на развитие самооценки……….…..14

2.2.1. Семейные факторы……………………………………14

2.2.2. Социальные факторы…………………………………16

2.2.3. Принципы «самости»………………………………….18

Заключение………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………….23

Введение

Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.

Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений.

Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Теоретические проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личности и самосознания, ее структуры и функций.

В данной работе будет описано понятие самооценки, раскрыты ее виды, а также направления развития самооценки личности.

1. Самооценка. Понятие, виды.

Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды». Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Адекватная самооценка

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. [6, С. 115]

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. [6, С. 126]

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Структура самооценки
рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя». Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику. Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [4, С. 212]

Анализ накопленных в исследованиях данных позволил ученым выделить качественные характеристики общей и частных самооценок. Общая самооценка
на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения психического мира личности, ее физических данных; разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности частных самооценок, стабильности и динамичности как системы. Частные самооценки
различаются не только спецификой отражаемого в них содержания, но и степенью значимости для личности, мерой обобщенности и эмансипированности от внешних оценок. Показатели, в равной мере относящиеся к той и другой форме функционирования самооценки, представлены, как правило, в виде оппозиций: самооценка определяется как адекватная — неадекватная, высокая — низкая, стабильная — динамичная, реальная — демонстрируемая, осознаваемая — неосознаваемая, точная — неточная, уверенная — неуверенная и т.п. [4, С. 218]

  • Психология личности
  • Детская психология
  • Детская психиатрия
  • Карта сайта
  • Контакты

Психология и Психиатрия

  • Главная
  • Психология
  • Психиатрия
  • Самооценка
  • Фобии и Мании
  • Психотерапия
  • Психологическая помощь
  • Рубрики

    • Болезни нервной системы
    • Депрессивные состояния
    • Детская психология
    • Детская психиатрия
    • Психология конфликта
    • Психология мышления
    • Психологические понятия
    • Психические расстройства
    • Психология личности
    • Психология отношений
    • Психология общения
    • Психологическая помощь
    • Психотерапия
    • Самооценка
    • Фобии и Мании
    • Истории наших читателей
    • Лекарственные препараты
  • Популярные Фобии

    • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае…
    • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю…
    • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно…
  • Консультации

    • Елена к записи Что делать, если не хочется жить
    • Светлана к записи Эскапизм
    • Марина к записи Что делать, если не хочется жить
    • Андрей к записи Как пережить смерть мамы
    • Ведмеш Н.А к записи Аффект
  • Пройдите наш опрос