Как предоставляется право на использование земли запаса

Земли запаса выделены в самостоятельный вид земель. Они представляют собой земли, которые находятся в муниципальном либо государственном владении и не являются предоставленными частным либо юридическим лицам. Исключение составляют земли фонда перераспределения земель. Этой разновидности земель не отводится конкретная цель использования, поэтому такие угодья играют роль резерва и при надобности пополняют земли других категорий.

Земли запаса — это земли, которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам для какого-либо вида хозяйственного или иного использования на предусмотренных ЗК РФ правах, находящиеся в одной из форм публичной собственности на землю. [1] В ходе процедуры разграничения государственной собственности на землю к числу федеральных земель могут быть отнесены земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ.

Прежде ЗК 1991 г. к землям запаса относил все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. Имелись в виду земли, не предоставленные в правообладание гражданам и юридическим лицам, поскольку они в действительности имели собственника в лице российского государства. [4]

Статья 103 Земельного кодекса РФ к землям запаса относит земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения, формируемого по правилам ст. 80 Земельного Кодекса. [2] Так же стоит добавить, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. Последнее в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ с 1 апреля 2019 года можно будет дополнить словами «, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев».

Понятие земель запаса, сформулированное в ст. 103 Кодекса, содержит двусмысленную оговорку: «за исключением земель фонда перераспределения, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса». [2] И становится не вполне ясно, откуда исключается фонд перераспределения — из земель запаса или из земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Согласно ст. 80 Кодекса фонд перераспределения земель формируется из земель сельскохозяйственного назначения, поступивших в этот фонд:

—        при добровольном отказе от земельного участка;

—        если нет наследников на земельный участок;

—        при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных законом.

Регулирование фонда перераспределения в самостоятельной статье Кодекса и исчерпывающий перечень оснований для его формирования только из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют о самостоятельности фонда перераспределения земель как правовой категории, которую не следует отождествлять с землями запаса. Этот фонд имеет автономный правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования.

В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 Кодекса), использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Земли запаса можно разделить на государственные и муниципальные. Государственные земли запаса, в свою очередь, можно и нужно подразделять на земли федерального запаса и земли запаса субъектов Федерации. Такое подразделение объясняется фактом реального существования земель запаса на территориях, находящихся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и даже на поселенческих территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований. [3]

Земельные участки в составе земель запаса могут быть отнесены к собственности Российской Федерации в зависимости от определенных условий. Таких условий два:

—        расположение на земельных участках недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности;

—        расположение на земельных участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается:

—        недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ;

—        приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ. Остальные земельные участки, включенные в состав земель запаса в границах муниципальных образований, относятся к муниципальной собственности, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Значительное количество земель запаса сосредоточено в отдаленных, мало освоенных районах Российской Федерации (на Дальнем Востоке, в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса имеются также во всех районах европейской части России. Для использования они могут переводиться во все предусмотренные земельным законодательством категории в целях развития разных отраслей экономики и предоставляться гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

Как правило, земли запаса — это территории земельной поверхности, в силу каких-либо обстоятельств не использующиеся в хозяйственной деятельности. Нахождение в запасе — это «время ожидания своего часа», которое наступит, когда обществу для его многоцелевых нужд станут необходимы свободные земли. Территориальное размещение земель запаса является переменной категорией. Площадь земель запаса в силу различных оснований периодически уменьшается либо иногда возрастает.

Будучи временно невостребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными. У них имеется собственник — российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, то есть самоуправно.

Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например гражданами, проживающими на соответствующей территории. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, имеющих государственную и муниципальную форму собственности, и использовать на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Для использования земель в целях прогона скота, охоты и некоторых иных нужд предоставления земельных участков конкретным гражданам и юридическим лицам не требуется. Местные органы обычно мирятся с этим, поскольку земельные участки не используются под капитальные сооружения. Огороды же, которые на них традиционно располагаются, не создают у местных органов каких-либо хозяйственных проблем. Если земельный участок потребуется для государственных или муниципальных нужд, то он занимается без возмещения затрат нелегальным пользователям.

Фактическое занятие и использование земель по законодательству признается административным правонарушением и не может рассматриваться как основание для правообладания земельным участком. Нарушители, помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст. 76 Кодекса).

Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию. С заявлением об их учете должны обращаться в государственные или муниципальные органы, в ведении которых находятся названные земли.

ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в ст. 13 предписывает: «Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию».

Акт принимается Правительством РФ, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в течение определенного времени со дня поступления ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую. Кроме того, в акте о переводе земель или земельных участков необходимо указать основания изменения категории земель. [1]

Земли запаса, как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.10.2002г. N 830

Консервация применяется к землям, подвергшимся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходит деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:

—        земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

—        земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

—        земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством РФ. [3]

Статья 14 ЗК предусматривает одно из оснований перевода земельных участков в категорию земель запаса. Так, земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Земли запаса в юридической литературе часто называют неосвоенные земли, а также земли, которые перешли в государственную и муниципальную собственность при прекращении прав граждан и юридических лиц на землю.

Земли запаса могут использоваться для геодезических, геолого-съемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Также они могут быть использованы для нужд отгонного животноводства, например черные земли, т. е. земли, не покрываемые устойчивым снежным покровом и потому удобные для пастьбы скота в зимнее время.

За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев.

Формирование целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев проводится органами исполнительной власти субъектов РФ за счет фонда перераспределения земель, земель запаса, передачи земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также путем приобретения земельных участков и земельных долей, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на осуществление миграционных программ.

Выявление необходимых земельных участков для дальнейшего предоставления их беженцам и вынужденным переселенцам производится с учетом, в частности: наличия площадей фонда перераспределения земель и земель запаса, пригодных для расселения и обустройства беженцев и вынужденных переселенцев; наличия свободных территорий в границах городов, поселков и сельских поселений. Площадь фонда определяется с учетом обеспечения максимально возможного числа беженцев и вынужденных переселенцев, желающих при поселении получить земельные участки для индивидуального жилищного строительства, организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Литература:

1.      Баразгова Р. С. — Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков: содержание и соотношение понятий// Современное право, 2009, № 6

2.      Земельный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 25 октября 2019 года № 136-ФЗ с изменениями и дополнениями, в ступающими в силу с 23.08.2009 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»

3.      Земельное право. Под ред. Боголюбова С.А//.2-е изд., перераб. и доп. — М.: 2008–400 с.

4.      Бобылев А. И. Земельное право: теория, законодательство, практика. Оренбург, 1995 г.

Основные термины (генерируются автоматически): земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность, Российская Федерация, состав земель запаса, находившееся до, приватизированное недвижимое имущество, недвижимое имущество.

В малоосвоенных регионах Российской Федерации, таких как Камчатка, Чукотка и другие, находится большое количество площадей, принадлежащих государству или муниципалитету. В иных частях России тоже встречаются такие угодья, но в гораздо меньшем количестве. Эти участки называют земли запаса. Они не имеют отношения к физическим или юридическим лицам. Эти владения не определены к какой-либо разновидности земель, не имеют целевого назначения и находятся в резерве.

Общее описание и правовые аспекты

В Земельном Кодексе Российской Федерации есть термин, что такое земля запаса. Пункт 1 статьи 103 дает описание данного юридического понятия. Говоря простыми словами, это площади, принадлежащие государству, не имеющие законных владельцев и не предназначенные для эксплуатации. Они являются резервными территориями.

Согласно правовому режиму, такие области не могут использоваться под строительство, промышленность, аграрные или сельские работы. При этом на таком пространстве разрешено проведение геодезических, кадастровых, землеустроительных и иных работ.

Участки, оставшиеся бесхозными, могут быть преобразованы в группу резервных территорий, если факт их бесхозности будет отражен в кадастровом паспорте. В таком случае они передаются муниципалитету и могут эксплуатироваться по его усмотрению.

Допускается добровольный отказ физических или юридических лиц от права собственности, пользования и распоряжения участками. Такое решение не зависит от причин, побудивших к отказу. Для этого необходимо подать заявление в уполномоченное ведомство. Право собственности прекращается с момента государственной регистрации. После этого обязанность по уплате соответствующих налогов ложится на муниципалитет.

А также в класс резерва преобразовывают области, подвергшиеся химическому или радиоактивному воздействию. Они переходят в разряд земель на консервации. Эти наделы могут сохраняться за прежним собственником или перейти во владение государства. При этом разрабатывается регламент землеустройства, где указывается срок консервации, процедуры по восстановлению, присваивается очередность и высчитывается стоимость.

Ответственность за очищение и улучшение таких территорий лежит на муниципальных органах власти. Они же и инициируют перевод участков в иную разновидность. Органы местного самоуправления имеют право поставить владения на кадастровый учет и впоследствии предоставить людям для ведения хозяйства или в других целях путем проведения аукциона или конкурса.

Назначение и виды

Вся площадь земель Российской Федерации по целевому назначению бывает:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленности;
  • обороны;
  • особо охраняемые;
  • лесного и водного фонда;
  • запаса.

По правовой принадлежности области существуют:

  1. Федеральные.
  2. Субъектов Федерации.
  3. Муниципальные.

В зависимости от принадлежности, решения о пользовании наделами принимается уполномоченными ведомствами. Так, по Федеральной собственности решения принимаются Правительством РФ, по собственности субъектов – исполнительной властью субъектов, по муниципальным делянкам – местной администрацией.

В обязанность уполномоченных властей включена инвентаризация, постановка в государственный реестр учета прав на недвижимое имущество и последующее предоставление нуждающимся с целью ведения личного хозяйства или иного пользования. Наделы могут предоставляться бесплатно или продаваться по установленной цене. А также на них могут быть заключены договора аренды с последующим выкупом.

Резервные территории можно разделить на две группы:

  1. Не используемые гражданами или юридическими лицами.
  2. Составляющие специальный фонд.

При этом к ним не относятся территории фонда перераспределения. В состав спецфонда входят области, которые эксплуатируются:

  • нерационально;
  • не по целевому назначению;
  • с нарушениями законодательства.

Помимо этого, к ним относятся:

  • выбывшие из оборота сельскохозяйственные угодья;
  • лесной фонд, не покрытый лесом.

Вышеперечисленные области нельзя использовать до момента перевода в другую категорию земель.

В качестве исключения на таких местностях допускается сбор ягод, рыбалка, прогон скота, заготовка сухостоя и другие случаи пользования гражданами природных ресурсов для личного применения, без получения дохода.

Категории и процесс перевода

Для использования земель запаса они должны быть переведены в какую-либо другую категорию. При этом каждой группе соответствует определенный вид. Федеральным законом утвержден классификатор видов разрешенного использования (ВРИ).

Наименование ВРИ
1 Сельскохозяйственные Лесные насаждения, водные объекты, дороги, коммуникации и постройки аграрного и сельского значения
2 Населенных пунктов ИЖС
3 Промышленные Возведение производственных объектов и хозяйствование предприятий
4 Охраняемые Заповедники и заказники
5 Водного и лесного фондов Лесное хозяйство и водные объекты

Необходимость преобразования может возникнуть, например, в случае недостаточного количества местности под строительство в населенных пунктах при их расширении. Разрешить изменение вида пользования могут только органы местного самоуправления. Процедуру преобразования инициирует заинтересованное лицо, которое самостоятельно обращается в администрацию с ходатайством. В нём указываются следующие сведения:

  1. Номер, присвоенный Росреестром.
  2. Нынешняя и желаемая группа земель.
  3. Аргументированная причина перевода.

При изменении предназначения местности соблюдается множество нюансов и проводится тщательное её изучение.

Вместе с ходатайством предоставляется пакет документов:

  1. Документы, удостоверяющие личность заявителя.
  2. Заявление о переводе в другую категорию.
  3. Выписка, подтверждающая, что необходимая зона принадлежит к резервному фонду.
  4. Выписка, подтверждающая, что участок не имеет владельца.
  5. Заключение государственной экологической экспертизы.

Процесс перевода длителен, и зачастую гражданину требуется помощь квалифицированного юриста. В случае несоответствия пакета документов правовым нормам заявителю могут отказать в рассмотрении заявления. А также поводом может послужить не соответствующий нормам закона статус заявителя. Отказ готовится в течение 30 дней с подачи заявления и оформляется соответствующим актом. При получении отказа заявитель имеет право обжаловать решение администрации в судебном порядке.

При положительном решении органы местного самоуправления также готовят акт, в котором указывают:

  1. Причину изменения группы.
  2. Границы, площадь и номер участка, согласно государственному реестру.
  3. Наименование присвоенного назначения.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимо проведение кадастрового учета при изменении категории земель.

Заявитель обращается в кадастровую палату для изменений сведений об участке. После этого он может эксплуатировать владение согласно целевому предопределению, без каких-либо дополнительных разрешений. При этом у человека возникает обязанность по уплате соответствующих налогов и по сохранности полученной делянки.

Незаконное или нецелевое использование

В ЗК РФ к незаконной эксплуатации относят следующие действия:

  • строительство на неразрешенной местности;
  • неразрешенное выращивание сельскохозяйственных растений;
  • незаконная добыча и пользование недрами;
  • повреждение водных объектов.

При установлении фактов незаконной эксплуатации муниципальных владений нарушители привлекаются к административной ответственности, а нанесенный им ущерб не возмещается государством. Это означает, что если человек, к примеру, построил дом без соответствующего разрешения, то дом будет снесен, а человек не получит никакой компенсации.

К нецелевой эксплуатации относится любое нарушение категории и вида разрешенного использования. Нарушения бывают очевидными, например, сооружение коммерческих конструкций на местности, уготованной для ИЖС, или возведение промышленных предприятий на сельскохозяйственных наделах.

Но встречаются и неоднозначные ситуации. Например, местность узаконена под ИЖС, а там размещены коммуникации или дороги. Для разрешения спорных ситуаций следует обратиться в компетентные ведомства.

За нецелевую эксплуатацию предусмотрена административная ответственность в форме штрафа, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости надела.

Нарушения выявляются в ходе плановых проверок или профилактических мероприятий, проводимых компетентными ведомствами. Уполномоченное лицо осматривает область и составляет акт о выявлении правонарушений или отсутствии таковых. При обнаружении нарушений эксплуатации надела выносится постановление о привлечении к административной ответственности виновных лиц. В течение 10 дней с момента получения постановление может быть обжаловано в судебном порядке.

Правила охраны

Все земли, в том числе и невостребованные, находятся под охраной государства. Охрана резервов заключается:

  • в предотвращении негативного воздействия или загрязнения;
  • в улучшении состояния;
  • в восстановлении почв.

Особенности оценки состояния наделов закреплены в законодательстве Российской Федерации.

Для поддержания благоприятной экологической обстановки не только государство, но и собственники должны заботиться о своих пределах:

  1. Защищать от сорняков.
  2. Не допускать эрозию почв.
  3. Ликвидировать загрязнения.
  4. Сохранять уровень плодородия.

При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по сохранению владений к землевладельцу применяется мера административной ответственности в форме штрафа.

Разрешение спорных моментов

При возникновении спорных ситуаций лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу. А также при разногласиях с местной администрацией можно обратиться в суд.

Помимо ЗК РФ, такие вопросы регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ и другими подзаконными актами.

При загрязнении почвы радиоактивными или химическими отходами без вины землевладельца можно через суд добиться получения компенсации расходов и возмещения стоимости делянки.

Земля запаса – особенная резервная территория, которая не может эксплуатироваться или передаваться в собственность граждан до перемены целевого назначения. После смены вида разрешенного использования они могут эксплуатироваться по целевому предназначению.

Все земли по законодательству разделяются на конкретные категории. Если земля используется для возделывания и посадок культур сельскохозяйственными предприятиями, то она имеет сельскохозяйственное назначение. В свою очередь земли под ИЖС предназначаются для возведения жилых зданий и сооружений для проживания людей.

Однако есть отдельная категория земель запаса, правовой режим и назначение которых для обывателя до конца не понятно. В этом материале мы расскажем что значит эксплуатация территорий и обо всех нюансах работы с используемыми землями запаса и их основными характеристиками.

Что это такое?

В соответствии со статьей 103 земельного кодекса Российской Федерации под понятием земли запаса принимается часть муниципальных или государственных участков, не принадлежащих физическим и юридическим лицам.

Таким образом, они находятся в государственном резерве до присвоения им статуса одной из известных категорий земли запаса с возможностью проведения на них работ.

Большинство подобных земельных участков располагается на мало освоенных территориях:

  • Ямало-Ненецкий округ;
  • Сибирь;
  • Дальний Восток;
  • Урал.

Какие относят к данной категории?

По характеристике почвы земли запаса могут обладать разными качествами: это может быть чернозем, суглинки или песчаный грунт. Однако чаще всего в земли запаса могут переводиться земельные участки, которые в течение долгого времени подвергались интенсивному загрязнению (в том числе и радиоактивному облучению). Также в эту категорию входит список угодий, непригодных для посадки и сбора сельскохозяйственных культур.

Справка!

По законодательству в состав земель запаса входят неиспользуемые участки, вид разрешенного права собственности, владения и использования по которым допускается или прекращено федеральным или муниципальным судом по

ст. 39.32 ЗК РФ

.

Таким образом, под эту категорию также попадают и относятся находящиеся в аренде и использующиеся в качестве служебных земли запаса. Все права по использованию земель запаса прекращаются сразу же после получения постановления суда.

Правовой режим и положение

По ст. 103 ЗК РФ в земли запаса относят участки, не передающиеся в личную собственность, а также владение и пользование по причине отсутствия целевого назначения этих земель.

Помимо указанного выше списка, земли запаса также могут пополнить участки, которые подходят под условия, закрепленные в Федеральном положении о консервации деградированных ранее с/х земель, которые пострадали от токсичных промышленных отходов и радиоактивных веществ. Список токсичных отходов закреплен постановлением № 555 от 05.08.1992 г.

Ключевым признаком правового режима по участку из вышеуказанного фонда является факт отсутствия определенного назначения земли. Что значит неиспользуемые земли запаса, после чего допускается их использование? Земли запаса принадлежат и могут использоваться сельскими, поселковыми, городскими или районными центрами местных административных органов. При этом органы правления в указанных центрах наделяются полномочиями, которые позволяют выводить участки из списка земель запаса для выбранного целевого применения.

Учитывая ст. 60 ЗК РФ, любой гражданин, который не является членом колхоза и не работает на специализированном с/х предприятии, может претендовать на восстановление своих прав на положение угодья. Этот участок как раз и берется из специального фонда земель запаса и может использоваться для создания небольшой личной фермы.

По землям, которые используются для огородничества и выпаса рогатого скота, местной администрацией может приниматься решение о выдаче в аренду. Еще одним правоустанавливающим нормативным документом является ФЗ № 66 от 15.04.1998 г. В нем указываются полномочия органа местного самоуправления по ходатайству о выдаче участка жителю-заявителю в соответствующем месте и размерах угодья.

Кто собственник?

Справка! Земля запаса не является бесхозной. Она состоит в собственности государства и, соответственно, она находится в ведении районных центров исполнительных и распорядительных органов власти.

Учет списка участков, относящихся к этой категории, осуществляется государственным земельным кадастром. При этом законодательством не закрепляются какие-либо ограничения по количеству и размерам предоставляемых участков из категории земель запаса. Земли запаса предоставляются региональными субъектами для любых из указанных в заявлении целей на определенных правах под постоянное использование или в аренду для крупных предприятий.

На каких правах предоставляются во владение?

При передаче прав на пользование угодьями необходим перевод участка из списка земель запаса в другую соответствующую целевую категорию.

С помощью земель запаса также формируется земельный фонд. Он по первому требованию должен быть предоставлен для расселения беженцев и тех переселенцев, которые вынуждены были покинуть свою страну.

Кроме того, в постоянное пользование выделяются участки под ИЖС для граждан, которые выезжают из региона Крайнего Севера (либо других приравненных к нему регионов местности). В подобных случаях земельные угодья предоставляют гражданам абсолютно бесплатно.

Неиспользуемые территории

Под неиспользуемыми участками земель запаса понимается территория, не предоставляемая ранее в пользование частным лицам под пожизненное владение. Подобная категория угодий попадает в список из-за отсутствия прав на участки у физических или юридических лиц. Они принадлежат земельному фонду и могут обладать соответствующими природными и хозяйственными характеристиками, по которым в дальнейшем собственник сможет установить целевое назначение.

Почему их нельзя эксплуатировать?

Неиспользованные земельные наделы характеризуется как особый тип территории, не вовлеченный в пользование сельхоз предприятиями и частными собственниками по причине ее непригодности для обработки, посева и строительства. Также к землям запаса относятся неосвоенные участки, которые утратили любые полезные характеристики по ряду веских причин (радиоактивная обстановка, повышенный уровень шумов, технологические и природные катаклизмы, низкий уровень температур).

Когда допускается?

Использовать такие угодья можно только в случае возникновения крайней необходимости. При этом участки должны быть переведены в целевую категорию. Это возможно только в следующих случаях:

  1. Необходимость строительства гражданских с «особым» охранным режимом (зоны заповедников и природных парков).
  2. Изменения текущих региональных границ.
  3. Консервация участков из-за их износа или снижения продуктивности.
  4. Разработка на территории рудников и природных ресурсов.

Обратите внимание! Приведенный список причин является единственным веским основанием для смены целевой категории.

Случаи-исключения

Правительством РФ разрешается осуществлять деятельность на неиспользованных участках без необходимости их перевода в целевую категорию. Правительство РФ может пользоваться землями без присвоения категории, если:

  • Угодья не будут относиться к территориям закрытых охранных образований, а имеющиеся на нем природные ресурсы свободно эксплуатируются другими людьми.
  • Использование лесных наделов для рыбной ловли и охоты.
  • Прогон стада скота к дальнейшему месту выпаса (без остановки).
  • Сбор сухостоя без предварительных работ по вырубке лесных насаждений (сухостой может использоваться только для отопления своих домов и не может быть направлен на получение прибыли).

Как осуществить перевод?

Для перевода земель запаса в целевую категорию необходимо составить ходатайство. В нем заполняется следующая информация:

  1. Кадастровый номер выбранного земельного участка.
  2. Текущая категория земель запаса.
  3. Целевая категория, в которую предполагается перевод надела.
  4. Указание причин для перевода.
  • Скачать бланк ходатайства на перевод земель из одной категории в другую
  • Скачать образец ходатайства на перевод земель из запаса в другую категорию

К ходатайству нужно дополнительно приложить пакет из нотариальных документов:

  • Заявление, в котором указано присвоение наделу земли новой (целевой) категории.
  • Документ, который подтверждает личность заявителя (паспорт).
  • Специальная выписка из государственного кадастра земель о постановке участка на учет в качестве земель запаса.
  • Выписка из гос. реестра, которая подтверждает отсутствие реальных собственников земли.
  • Заключение от государственной службы экологических экспертиз.

Однако в процессе рассмотрения документов может получить отказ. Это происходит по следующим причинам:

  1. Заявитель признан ненадлежащим лицом для проведения обращений по переводу категорий из земель запаса в целевые.
  2. Предоставленные заявителем документы или содержание этих бумаг не соответствует тем правовым нормам, которые закреплены в федеральном законе.

В случае оглашения положительного решения заявитель получает акт о присвоении земельному участку целевой категории. После этого будущий собственник угодий должен в течение 2 недель обратиться в ближайший орган кадастра, где будут внесены соответствующие изменения в сведениях о земельном участке.

Необходимо при получении акта проверить наличие следующих сведений:

  • Причины изменения категории земли.
  • Окончательная граница и размеры надела, а также его площадь и присвоенный ранее кадастровый номер.
  • Заполнен пункт по старой и новой категории земель.

Перевод категории земель запаса в полноценный участки для строительства и возделывания — это длительный и не простой процесс, который потребует терпения и знания законодательных актов. Но в результате у Вас появится возможность использовать пустующую землю по своему назначению.

Больше нюансов о переводе земель из одной категории в другую можно узнать здесь.

В итоге участок принесет пользу не только владельцу земли, но и государству. Благодаря постоянному обновлению списка земель запаса на территории Российской Федерации у любого гражданина есть возможность претендовать на выделение, а в дальнейшем полностью задействовать такие наделы при производстве и фермерском хозяйстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Земли в Российской Федерации разделены на земли сельского хозяйства, пунктов населения, спецназначения, территорий и объектов с особой охраной, лесного фонда, водных объектов и запаса. Давайте разберемся с последним типом земель. И так, что же имеет под собой эта категория земель?

Статья 103 ЗК РФ гласит, что землями запаса принято считать территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме, конечно же, земель фонда перераспределения для сельхозцелей. К сведению, согласно статье 96 ЗК РФ, запрещено передавать такого рода земли арендаторам или новым владельцам из-за отсутствия ее целевого назначения.

На основании определения, область этой категории делят на

  1. Государственные:
    • федерального запаса;
    • запаса субъекта Федерации.
  2. Муниципальные.

Закон запрещает использование земель запаса до момента осуществления их перевода в иную земельную категорию. Но статья 45 ЗК гласит о возможности проводить на этой территории землеустройство, поиск геодезические, геологосъемочные, кадастровые и другие работы по исследованию местности.

Правовой режим земель запаса

Стоит понимать, что к данному виду принадлежат участки, которые больше не являются частью или прошли процедуру исключения из другой катеории. Одним из признаков земель запаса является пребывание их в собственности муниципалитета или государства.

Кроме того, такие земельные участки не могут быть предоставлены юридическим лицам и гражданам, поэтому запрещается их фактическое использование до смены кода категоризации и предоставления иным лицам для последующего хозяйствования.

При этом, это не бесхозные участки, так как:

  • находятся на учете и в кадастровой документации указана вся экономическая, правая и хозяйственная информацию;
  • закон защищает их от самовольного присвоения и любых других действий, несогласованных с государством или муниципалитетом;

Как уже упоминалось, земли запаса находятся в полной собственности органов государственной или местной власти и имеют резервное значение. Поэтому в обязанности этих органов входит постановка этих земель на учет для будущего предоставления их людям для ведения хоздеятельности или для других оправданных целей. Некоторые источники твердят о сходстве земель запаса с землями консервации, но важно понимать, что их правовой статус значительно разнится:

  • земли запаса можно использовать соответственно с их целевым назначением в отличие от законсервированных земель;
  • последние находятся не только под контролем органов местной власти, но и госорганов для обеспечения дополнительной экологической безопасности страны;
  • возврат первых в хозоборот не требует проведения никаких спецмероприятий, в которых нуждаются земли консервации.

Территории, которые фактически остались без владельца, но документально это никак не подтверждено, не могут стать частью категории земель запаса. Как только факт «потери хозяина» будет отражен в кадастровых документах и бросовые угодья сдадут муниципалитету, на них начнет действовать режим свободного хозяйствования. Кроме того, земли запаса могут быть включены в структуру разного рода фондов.

Статьей 60 ЗК законодатель предоставляет органам местной власти необходимые полномочия для наделения граждан, которые не работают на сельхозпредприятии и не являются членами колхоза, участками из земель запаса, находящимся в специальном фонде, для создания фермерских хозяйств.

В рамках фонда перераспределения земли чаще всего передаются в соответствии с результатами проведенного конкурса (аукциона) или арендатору с правом выкупа. Те, которые по определенным обстоятельствам не были распределены, могут быть переданы в бесплатное пользование или проданы по нормативной цене.

Если речь идет о целевом фонде, это не значит, что земли запаса приобретают свое целевое назначение без перевода в советующую категорию. Работа фонда заключается в формировании группы лиц, которые могут претендовать на последующее использование земли. В основном земля предоставляется казачьим обществам с целью их расширения, для создания производственного комплекса и дальнейшей реализации сельхозпродукции, гражданам (вне общественных организаций) для собственного владения, либо аренды.

Все перечисленные фонды контролируются органами местной власти, которые не перестают быть собственниками земель запаса, пока они не будут переведены в другую категорию и предоставлены иным лицам для дальнейшей эксплуатации.

Перевод земель в другую категорию

Начиная процесс смены категории земель запаса, помните, что он достаточно сложен и занимает долгий период. Его результатом становится решение со стороны государственной или муниципальной власти. После того, как ваш участок выйдет из категории запаса и получит новую, он сможет быть использован вами только в соответствии с назначением. Вы можете перевести землю запаса в категорию земель:

  • сельскохозяйственного назначения – место расположения построек, перерабатывающих хозпродукцию, дорог и соединений для хозяйственной деятельности, насаждения лесов и даже локализации водоемов;
  • населенных пунктов под застройку объектами для дальнейшего проживания;
  • промышленности – место для дальнейшего строительства производственного комплекса, чаще всего, вне пункта населения;
  • относящихся к лесному и водному фондам.

Для того чтобы вы смогли запустить процесс изменения категорийности своего земельного участка, необходимо, первоочередно, составить ходатайство, на основании следующей информации:

  • номер участка в кадастровом реестре;
  • текущей и желаемой категорийности земельного участка;
  • аргументирования желания сменить категорию участка.

Кроме того, еще нужно подготовить пакет документов для присвоения иной категории земли. Первое — заявление и документы, удостоверяющие личность. Во-вторых, необходимо приложить выписки из госреестра и госкадастра. В первом случае подается информация об отсутствии документарного владельца участка, а во втором – об отношении земли к одной из категорий. И последнее, но не менее важное, – заключение экспертизы от государственной экологической инспекции РФ.

Ожидать ответ придется максимум 30 дней. При положительном результате вам выдадут акт о присвоении категории этому земельному участку, если же ответ не в вашу пользу – акт об отказе присвоить запрашиваемую категорию.

Полезно! Если вы получили от органов власти отрицательное решение, оно может быть обжаловано в органах судебной власти.

В каких же случаях стоит ожидать отказа?

  1. Если органы власти сочтут вас ненадлежащим лицом, обращающимся с такого рода запросом, вы получите отрицательный ответ.
  2. Если предоставленный пакет документов не удовлетворяет требования действующих законодательных норм и правил.

Получив акт о присвоении землям новой категории, вы обнаружите в нем информацию о:

  • причинах изменения категории;
  • размере площади, очертании границ участка и его номере в кадастровом учете;
  • предыдущей категории и вновь присвоенной.

Важно! Акт необходимо получить не позже, чем через две недели после принятия властями решения о присвоении землям новой категории, после чего обязательно обратится для обновления кадастровых сведений о вашем земельном участке.

Если вам необходимо перевести участок из указанной категории в любую из перечисленных выше категорий, что даст возможность использовать его с пользой, как для вас, так и для государства, то, возможно, вы столкнетесь с рядом возникших трудностей. Это достаточно важный вопрос, к которому нужно подходить с умом и при необходимости обращаться к квалифицированным специалистам.

Актуальные для РФ проблемы перераспределения земель

Почему, несмотря на необъятность земельных запасов России, у многих граждан, особенно из социально уязвленных категорий населения, сложности с получением земли для занятий, например, сельским хозяйством? Анализ современной ситуации — в программе «Время покажет» от Первого Канала.

Использование земель запаса допускается при соблюдении требований, предусмотренных законодательством. Они относятся к особой категории угодий, назначение которых изначально не установлено.

Что относится к такой площади и её виды

Земля запаса – это территории, право распоряжения, которыми принадлежит государству или муниципальным властным органам, за исключением площадей, входящих в фонд перераспределения для с/х целей.

Статьей 96 ЗК РФ устанавливается запрет на передачу такого вида земли нанимателям или собственникам из-за отсутствия её предназначения до того времени, когда будет произведена их передача в другую земельную группу.

В соответствии со ст.45 ЗК РФ существует возможность осуществлять на такой площади землеустроительные и кадастровые работы, геодезические изыскания и иные мероприятия по исследованию такой местности.

Образование земель запаса производится из площадей, которые в установленном режиме выводились из оборота. К ним относятся:

  • Угодья с/х назначения, пользование которых приостановлено в виду утраты их плодородия, а также из-за отсутствия необходимости в использовании;
  • Земли лесного фонда, пользование которых невозможно либо они зарезервированы для строительства крупных промышленных объектов;
  • Площади, на которых располагаются естественные водоемы, неиспользуемые из-за их непригодности.

Территории земель запаса делятся на три основных вида:

  • Федеральные, если на них находятся объекты государственного значения;
  • Субъектов РФ, входят участки расположенные в границах муниципальных образований;
  • Муниципалитетов, в них входят оставшиеся территории.

Использование этих участков может осуществляться, когда возникает особая необходимость, а сами площади переданы в другую категорию на основании действующих норм права.

Правовой режим

Площади из земель запаса не предоставляются компаниям и физическим лицам, так как запрещается их фактическая эксплуатация до смены их категории и предоставления заинтересованным лицам для осуществления хозяйствования. При этом они не являются бесхозными наделами, так как они прошли государственный учет и на них существует кадастровая документация, содержащая все необходимые экономические, правовые и хозяйственные характеристики. Кроме того, они защищены законом от присвоения и иных посягательств, несогласованных с уполномоченными органами власти.

Такие земли имеют резервное значение, но могут включаться в структуры различных фондов.

Положениями статьи 60 ЗК РФ местные администрации наделяются полномочиями для предоставления гражданам, не являющимся членами колхозных образований и не работающими на сельхозпредприятиях, участками из земель запаса с целью организации фермерских хозяйств.

При перераспределении территории они могут передаваться на основании итогов конкурса или нанимателю с правом дальнейшего выкупа. Те объекты, которые не были распределены по различным обстоятельствам, могут передаваться в бесплатное пользование или продаваться по кадастровой цене.

Вся деятельность фондов, которым поступает такая земля, контролируется местными муниципалитетами, которые не теряют своих правомочий, пока угодья не будут переведены в другую группу и представлены заинтересованным субъектам для их дальнейшей реализации.

Правила использования

Учитывая, что земли запаса входят в особую группу территорий, для их эксплуатации потребуется придерживаться определенных принципов, запрещающих или разрешающих пользование такого вида ресурсов.

Например, разрешается использовать такие участки без перевода их в другой тип в ситуации, если:

  1. Площадь не входит в территорию закрытого образования, а располагающиеся на нем природные ресурсы могут свободно использоваться людьми в личных интересах. Это может быть рыбалка или сбор ягод и грибов;
  2. Использование территории в целях охоты или прогона домашнего скота к месту еговыпаса без осуществления остановки на нем;
  3. Заготовка сухостоя на территории без проведения вырубки лесных насаждений, если он будет использован для отопления индивидуального жилища и не связан с получением дохода.

В других случаях, эксплуатация земель запаса требует их перевода в другую группу, а их незаконное использование преследуется по закону.

Перевод в другую категорию

Процедура занимает большой промежуток времени и достаточно трудоемка, по его результатам выдается разрешение федерального или муниципального властного органа. После того, как он сменит свое предназначение, он может быть использован только в соответствии с ним.

Перевод земель возможен в случаях, прямо устанавливаемых законодательством. К ним относятся

  • Необходимость создания объектов с особым режимом использования и охраны. Это могут быть заповедные зоны, природные парки;
  • Потребность изменения границ регионов или муниципальных образований;
  • Нуждаемость земель в консервации в виду их износа. Это касается снижения плодородия с/х площадей:
  • Важность строительства объектов инфраструктуры, культурного и бытового назначения. К ним относятся: сооружение ресурсоснабжающих предприятий, образовательных и медицинских учреждений, дорог и мостов и другое;
  • Реализация мер по безопасности государственных границ (возведение сооружений оборонительного назначения или военных объединений);
  • Разработка залежей природных ресурсов с дальнейшим развертыванием их добычи.

Это полный список оснований для смены категорий, внесение изменений в него возможно только в законодательном порядке.

Порядок перемещения земель в иную целевую группу регламентируется ФЗ «О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую».

Последовательность совершаемых операций будет следующая:

  1. Подготовить прошение. В нем необходимо изложить необходимые сведения:
  • Номер участка в кадастре;
  • Текущая и желаемая категорийность площади;
  • Цели и аргументы, подтверждающие возможность изменения назначения.
  1. Собрать необходимую документацию:
  • Гражданский паспорт заявителя;
  • Выписку из ЕГРП и государственного кадастра;
  • Экспертное заключение экологической инспекции России.
  1. Подать пакет документов в соответствующую инстанцию в зависимости от принадлежности собственнику. Если это государство – прошение представляется в Правительство РФ, у субъекта – региональный исполнительный орган, у муниципалитета – местная соответствующая служба.
  2. По результатам проведенной проверки принимается решение о присвоении заявляемой категории либо об отказе в переводе. При положительном решении оформляется Постановление соответствующей организации с обязательным установлением новшества в правоустанавливающей документации. Отказ оформляется актом.

ВНИМАНИЕ! Отказ в изменении категории может быть обжалован заявителем в судебном порядке!

Основания для отказа

Отрицательный ответ может быть получен в следующих ситуациях:

  1. Когда заявитель является ненадлежащим лицом, которое может обращаться с такой просьбой.
  2. Если представленный пакет документов не соответствует требованиям, установленных законодательством.

Земли запаса представляют особый объект в сфере земельных правоотношений, так как до изменения своего назначения не могут использоваться, а также передаваться в личное владение заинтересованным лицам. Но, в ситуациях когда перевод совершен, территория может эксплуатироваться в соответствии со своим предназначением.