Как научить ребенка произносить «р» при помощи скороговорок

В современном мире стремительного развития гаджетов и интерактивных игрушек, ребенок учится обращаться с компьютером уже с трех лет. Высокие технологии заменяют общение с родителями и сверстниками. Такая тенденция приводит к печальным последствиям – все больше детей сталкивается с проблемами дикции и нуждается в помощи логопеда.

При этом родители каждого малыша желают, чтобы ребенок к школе не имел проблем речи и обладал большим словарным запасом. Даже если вы воспользовались услугами логопеда, желательно делать упражнения дома, помочь детям в преодолении проблемы в произношении ряда звуков и научить говорить чисто и внятно. Для коротких и веселых домашних занятий неплохо подойдут скороговорки.

Что за зверь – скороговорка?

Ответ на данный вопрос будет казаться легким не только взрослым, но и многим детям. Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов. Так описывает её специалист по детскому фольклору В.П. Аникин.

Кажется несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто дразнят нас. Поэтому игра становится более интересной, т.к. это уже не просто труднопроизносимые звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, чем-то похожих, и чем-то отличающихся друг от друга.

Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

В русском фольклоре есть скороговорки содержащие слово, состоящее из корней нескольких слов или включающих в себя не по одной приставке и суффиксу:

«Дровоколорубы

Рубили дубы.

Стволы белодубовые,

Гладкотесовыструганные.»

Или

«Сшит колпак, да не по-колпаковски;

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.»

Такая сложная скороговорка представляет собой не только грамматическое упражнение, которое служит тренировкой развития ребенка в обдуманном употреблении частей речи и набора слов, но также увлекательная игра в детское словотворчество, способствующее хорошей дикции.

Фольклорные скороговорки подойдут дошкольникам, из них можно подобрать подходящую для любого возраста. Литературные скороговорки более сложные, т. к. они более объемные и сложные по ритму, и содержат в себе путаницу в сочетании звуков и по смыслу. Примером такой словесной игры является перевертыш Д. Храмса «Иван Топорышкин». Такие упражнения подойдут развития для детей шести лет.

В чем поможет скороговорка

К помощи скороговорок в обучении прибегают опытные педагоги, логопеды, лингвисты и даже психологи.

Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:

  • тренировка четкой дикции при произношении звуков;
  • решение проблемы косноязычия;
  • учит грамотно использовать слова;
  • увеличивает словарный запас;
  • развитие фонематического слуха, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.

Вышеперечисленный список основной, но не закрытый, к нему можно добавить ещё некоторые второстепенные.

Часто скороговорки используют для решения проблемы проглатывания звуков у детей, торопящихся при разговоре. Так как мало произнести скороговорку быстро, она должна быть понятна на слух. Такие упражнения научат ребенка говорить более четко, не теряя окончаний слов в речи.

Скороговорка предполагает развитие способности концентрироваться и улавливать смысл сказанного. Поэтому прослушивание будет хорошей подготовкой к школе, где нужно будет воспринимать много информации на слух.

Также скороговорка, являясь предметом русского фольклора, знакомит детей с историей и культурой.

Знакомство со звуками

Часто, при обнаружении дефектов дикции у ребенка, родители бессистемно пытаются учить сразу всем буквам, с которыми есть проблемы. Такой подход не может решить вопрос развития дикции.

Причиной этому является то, что постановка отдельных звуков строится на базе другого звука. Таким образом, звук «ж» получается из звука «ш», а звук «з» из «с».

Грамотно будет построить обучение правильному произношению звуков у детей в следующем порядке: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л-р.

Свистящие «с» и «з» рекомендуется учить после шипящих «ш» и «ж» по нескольким причинам:

  • воспроизведение звуков «с» и «з» требует сильного напора при выдохе воздуха;
  • из-за присутствия мягких вариантов «сь» и «зь», постановка требует больше этапов в процессе обучения.

Звуки «щ», «ц» и «ч» ставятся после вышеуказанных звуков, потому что требуют от ребенка умения произносить следующие звуки:

  • «ш» для «щ»;
  • «т» и «с» для «ц»;
  • «т» для «ч».

Звуки «л» и «р» будут самыми сложными, поэтому их ставят последними. Звук «Р» — достаточно проблематичный для большинства дошкольников, часто ставят уже в 6 лет.

Подготовим язычок к скороговорке

Прежде чем просить детей воспроизвести скороговорку нужно подготовить к воспроизведению звука, используемого в ней. Сделайте с ним гимнастику для язычка, произнесите изучаемый звук.

  • При постановке звуков «ш» и «ж» проследите, чтобы ребенок сомкнул зубы и округлил, вытянутые буквой «у», губы. Пусть он вдохнет и длительно выдыхает воздух.
  • Когда можно перейти к звукам «с» и «з», то покажите ребенку, как нужно вытянуть губы в улыбке, попросите прижать кончик язычка к нижним передним зубам. Теперь снова вдыхаем и резко выдыхаем воздух.
  • При изучении звука «щ» важно чтобы ребенок прижимал язычок к верхнему нёбу, плотно должны быть прижаты к верхним коренным зубам боковые края языка. Зубы нужно держать сомкнутыми при выдохе.
  • Для звука «ц» подойдет следующее упражнение: зажать кончик языка между зубами, потом резко разжать зубы и убрать язычок внутрь рта, одновременно с выдохом.
  • Упражнение, которое поможет в освоении звука «ч», следующее: приоткрыть рот, язык упереть наверх, зубы разжать на ширину пальца, выдыхаем. Важно, чтобы язык не касался верхних зубов.
  • В помощь для произношения звука «л» будет полезно упражнение «болтушка»: зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца, нужно напрячь язычок, немного загнуть ковшиком и поочередно, быстро и медленно проводим по верхнему нёбу то назад, то вперед.
  • Когда будете ставить звук «р», полезным будет цоканье, прищёлкивание язычком. Это подготовит к вибрации языка при произношении «р».

Важно отметить, что это упражнения, которые помогут подготовить ребенка к правильной дикции, а не сама постановка звука. Теперь, сделав зарядку для язычка, приступим к скороговоркам.

Изучаем скороговорки

Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:

  • Подберите подходящие, соответствующие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для детей трёх лет и младше лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Не берите сразу много, для детей хватит 2–4.
  • Медленно расскажите скороговорку ребенку и разберите с ним смысл. Она должна быть понятна.
  • Научите для начала произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь в первую очередь важна не скорость, а четкость речи.
  • Когда скороговорка выучена, можно поиграть с детьми в суфлера – пусть они четко шепотом подсказывают вам текст.
  • Постепенно начинайте произносить скороговорку всё быстрее и громче, соблюдая ритм.
  • Когда ребенок сможет произносить текст быстро и четко, чтобы разнообразить занятие, внесите в неё игровой элемент – попросите рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.

Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом замените на новые.

4 совета для работы со скороговорками

  • Прежде чем, изучать скороговорку с ребенком, научитесь сами правильно её произносить. Ведь для дошкольников восприятие скороговорки происходит на слух, и вы должны правильно преподнести им информацию, иначе вы не сможете достичь развития.
  • Хорошей идеей будет представить занятие в виде игры. Вы бросаете друг другу мяч – скажите скороговорку и передайте мяч ребенку, теперь повторяет он.
  • Можно изучать скороговорку ненавязчиво – во время купания, когда одеваетесь на прогулку или в машине.
  • Повторяйте скороговорки ежедневно. Не пропускайте дни, ведь такое занятие не требует ни подручных средств, ни длительного времени.

Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса к школе. Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.

К скороговоркам, подобным «Шла Саша по шоссе…», многие относятся несерьезно, обычно вводя их в речь как забавное дополнение. Действительно, фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих произнесение слов, зачастую вызывает улыбку. Когда-то эти смешные фразы называли прибаутками, потешками, «языковертками». Они создавались народом изначально для забавы детей, но потом стали широко применяться в воспитании. Родители использовали их в быту, чтобы помочь ребенку быстрее освоить родную речь, научиться говорить чисто, без речевых ошибок.

Сейчас о роли скороговорок, как важного средства семейного воспитания, немного подзабыли. Чаще всего они употребляются в логопедических целях. Специалисты используют скороговорки для развития речи. С их помощью формируют у деток фонематический слух, дикцию, произношение, обогащают словарный запас. Кроме решения непосредственной задачи, такого рода прибаутки помогают развивать мыслительные процессы, улучшают память дошколят.

Принимая во внимание богатый потенциал народного творчества, родители могут с успехом использовать его, как часть домашних занятий для развития речи дошкольников.

Правила использования скороговорок

Сегодня у многих детей дошкольного возраста наблюдаются речевые ошибки, которые тормозят их развитие, мешают овладевать навыками связной речи. Родители обращаются к помощи логопедов, хотя сами смогут устранить некоторые речевые нарушения своих детишек, если воспользуются такими доступными средствами, как скороговорки и прибаутки. На что надо обратить внимание, прежде чем разучивать их с ребенком? Специалисты советуют соблюдать следующие правила при отборе шуток — прибауток для домашних занятий:

  • Учитывать возраст малыша и соответственные особенности его речевых навыков: например, в раннем возрасте трудно даются звуки [л, н, т, с]. У средних дошкольников идет становление [р] и шипящих. Главным у старших ребятишек является формирование четкой дикции, связной речи. Для тех деток, у которых проблема с шипящими долго сохраняется, работа с этими звуками не прекращается.
  • Определить, какие звуки недостаточно сформированы, тяжело даются ребенку, например, самыми сложными считаются [р, ш, ч, ц]. Значит, материал лучше выбирать в расчете на отработку трудных для произношения звуков.
  • Знакомство начинать с простых коротких скороговорок, постепенно переходя к сложным.
  • Хорошо знать алгоритм разучивания шутливой фразы, чтобы быстро и непринужденно научить этому своего малыша.

Что важно знать о «языковертках»?

Скороговорки, несмотря на их краткость и потешность, достаточно трудный речевой материал для дошколят. В них зачастую встречаются малопонятные, устаревшие слова, труднопроизносимые словосочетания, поэтому разучивание их с детьми требует предварительной подготовки.

  1. Во-первых, взрослые сами должны овладеть умением произносить скороговорки по-разному, переходя от медленного темпа к быстрому, чтобы стать примером для дошколенка.
  2. Во-вторых, многим родителям известен термин «артикуляционная гимнастика» или гимнастика для язычка. Именно ее надо предварительно провести, чтобы разучивание «языковерток» стало для ребятишек веселым, увлекательным занятием. Не нужно утомлять любимого ребятенка длительными упражнениями. Достаточно одного — двух заданий, чтобы язычок «заработал».

Упражнения для язычка

  • «Улыбка»: растянуть губы улыбкой, кончик языка прижимать к верхним и нижним зубам.
  • «Почистим зубки»: сначала снаружи язычком поводить по верхним зубкам, потом ‒ по нижним. Затем те же движения проделать внутри рта.
  • «Болтушка»: приоткрыть рот и «поболтать», язык передвигать медленно, потом все быстрее то влево, то вправо.
  • «Лошадка»: цокать, как лошадка, прищелкивать язычком.

Примерно такие упражнения помогут ребенку подготовиться к правильному чтению скороговорки. После того как язычок «размялся» и готов к произнесению трудных слов, можно переходить к заучиванию «языковертки». Методистами разработан специальный алгоритм, который поможет родителям справиться с такой непростой задачей.

Алгоритм разучивания скороговорки

  • Взрослый читает текст потешки медленно, четко выговаривая все звуки.
  • Обсуждает с ребенком содержание при помощи вопросов:
    1. О чем говорит скороговорка?
    2. Какие герои там действуют (если текст о людях или животных)?
    3. В нашей жизни так бывает (встречаются ли такие события)?
  • Спросить у дошколенка, какие слова непонятны, объяснить их значение.
  • Рассказать, что потешку произносить нужно по-разному, начиная с медленного темпа и заканчивая очень быстрым. Показать малышу, как правильно это сделать.
  • Несколько раз повторить вместе текст скороговорки, стараясь сделать это в разном темпе.
  • Чтобы облегчить понимание скороговорочного ритма, предложить хлопать ладошками в такт словам, сначала медленно, затем все быстрее.
  • Заинтересовать дошколенка можно игровым моментом: повторять потешную фразу, легонько подбрасывая мячик то вверх, то из руки в руку.
  • Для того чтобы скороговорка стала интересной забавой, организовать в семейном кругу игру с фантами «Кто быстрее расскажет? У кого лучше всех получилось? Кто припомнит больше всех прибауток?»

Какие бывают скороговорки?

В народном фольклоре нашли свое место множество различных скороговорок на все случаи жизни. Родители при творческом подходе к домашним занятиям могут подобрать массу интересного материала. Что надо знать при таком огромном выборе, чтобы излишне не нагружать ребенка, сохранить игровой настрой, одновременно решая задачи обучения? Все очень просто, взрослым нужно познакомиться с видами и предназначением потешных фраз. Специалисты классифицируют потешки следующим образом:

  • простые и сложные;
  • скороговорки для развития дикции;
  • скороговорки смешные для забавы.

Простые и сложные шутки – прибаутки для малышей

Обучение малышей начинается с простых фраз, в которых повторяется один только звук, например, [л]. Сначала это скороговорки короткие, небольшие, чтобы научить проговаривать их четко, в разном темпе, затем более длинные, с усложненным содержанием .
После того как ребеночек научится правильно произносить простую скороговорку, можно переходить к заучиванию сложных, где присутствует несколько отрабатываемых звуков
. Деткам до 4 лет предлагается речевой материал в соответствии с теми звуками, которыми они овладевают на данном этапе [л, с, н, т].

Скороговорки со звуком [c]

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку ‒ в бок, Соньку ‒ в лоб.

Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила.
Сказала со смехом соседке синица:
«Стать самой скрипучей сорока стремится!»

Скороговорки со звуками [л, м]

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Галка села на палку,
Палка ударила галку.

У ёлки иголки колки.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Вылили мыло в ванну
И вымыли мылом Ваню.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Скороговорки со звуками [н, т]

На речной мели мы на налима набрели.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.

От топота копыт пыль по полю летит.

Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.

Сидел тетерев на дереве,
А тетерка с тетеревами на ветке.

Нужен топору забор,
А забору друг – топор.
Строит буква «Т» забор,
Тук-тук-тук стучит топор.

Скороговорки для средних и старших дошколят

Средним, старшим дошкольникам для домашних занятий подбираются скороговорки для развития речи и дикции с наиболее трудными звуками [р], шипящими, а также с чередованием звуков. Если работа велась с младшего возраста, детям не составит труда осилить сложные потешки, в которых чередуются звуки. Например, общеизвестна такая сложная «языковертка» на букву р: «Карл у Клары украл кораллы. А Клара у Карла украла кларнет». В ней присутствует труднопроизносимые для детишек звуки [р и л], становление которых идет только к пяти годам. Если таковой работы не велось, родителям придется ориентироваться на материал младших дошколят, только потом вводить сложные скороговорки с трудными звуками.

Скороговорки со звуками [р — л]

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

За поселком у проселка в поле пела перепелка.
Перепел прилетел, перепелку перепел.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Ехал грека через реку,
Видит грека ‒ в реке рак.
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку грека ‒ цап!

«Расскажите про покупки».
«Про какие про покупки?»
«Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои».

Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Скороговорки с шипящими звуками и [ц]

Прибаутки, при помощи которых отрабатывается произношение шипящих звуков, ‒ довольно сложные задания. Их можно предложить только старшим дошколятам или ребятишкам, с которыми занимались с раннего возраста, и они достигли хороших результатов. Остальным ребяткам работать с таким материалом будет довольно трудно. Взрослым нужно начинать домашние занятия с простого содержания, постепенно переходя к сложному тексту.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Цыплята просят проса,
Цыплятам на подносе
Выносит просо Фрося,
Все косы Фроси в просе.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Четыре черепашки учились пить из чашки.
Чашку чая заварили, на четыре поделили.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже ‒
Ужа ужица съест на ужин
И скажет: (начинай сначала).

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Скороговорки смешные

Кроме скороговорок, которые непосредственно направлены на обучение дошколят, в народном фольклоре существуют прибаутки, главная цель которых ‒ позабавить детей. Это скороговорки смешные, они представляют собой рифмованные тексты с шуточным содержанием. Их можно использовать, как считалочки в подвижных играх, для сопровождения упражнений во время утренней гимнастики. Все же, в первую очередь, такие скороговорки полезны для развития речи и дикции.

Тощий, немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

В огороде Фёкла ахала и охала,
Уродилась свёкла не на грядке ‒ около.
Жалко Фёкле свёклу, жалко свёкле Фёклу,
Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!».

Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
«Ты мне спинку не потрешь?»

Пошел Игнат лопаты покупать,
Купил Игнат пять лопат.
Шел через пруд, зацепился за прут.
Упал в пруд Игнат, пропали пять лопат.

Четверть часа чиж чижихе
Пел частушки на плющихе,
Черный кот, большой чудак,
Влез послушать на чердак.