Исторические причёски 18 века: корабли на голове

18 век запомнился в истории парикмахерского искусства сложными в исполнении, причудливыми, порой абсурдными по форме, прическами. Дамы носили на голове различные сооружения в виде кораблей, парусов, корзин с фруктами, сделанных из проволочных каркасов и бутылок с водой. Прически 18 века украшались неимоверным количеством драгоценностей, перьев, цветов и даже фруктов.

Этапы парикмахерского искусства в 18 веке

Историю причесок 18 века можно условно разделить на несколько этапов:

  1. В начале столетия наблюдается тяготение аристократичных дам к «фонтанжу» — накрахмаленному чепцу, состоящему из нескольких рядов кружева. Чепцы были разнообразны по форме и видам, что оставляло широкий простор для экспериментов с внешним видом.
  2. Фонтанаж опускался все ниже и вскоре сменился завивкой, которую укладывали на голове в виде венка. Локоны создавали в виде змеек, опускавшихся с затылка на плечи. Надевали парики под интересными названиями «бабочка», «неженка», «птичка».
  3. В 70-х годах прически принялись активно расти вверх, представляя собой громоздкие, многослойные конструкции, щедро декорированные, чем ни попадя. Высота прически достигала полуметра, в качестве подручных средств использовались бутылки с водой, шиньоны, подушки, проволочные и ватные каркасы. На создание прически уходило огромное количество времени, носить ее могли целую неделю. Покрытые массой пудры, сала и помады, укладки доставляли дамам сплошные неудобства.

  4. К началу 80-х годов прически становятся скромнее, мода на вычурные и полуметровые конструкции отходит на задний план, предоставив пьедестал распущенным волосам, пышным начесам, игривым завиткам, разнообразным челкам. Распространилась тенденция делать укладки из собственных волос. Появился узел из волос, по внешнему виду напоминающий греческий, но более тяжелый. Создавались на макушке гребни из волос на основе косичек. Девушки распределяли по обе стороны прямого пробора мелкие завитушки в виде спиралек, трубок и стружки.
  5. Следующий этап в истории женских причесок охарактеризовался романтичными, легкими, воздушными шедеврами. Появилась прическа под названием «Плакучая ива», представляющая собой разделенные центральным пробором волосы с высоким пучком на макушке и свисающими по бокам мелкими локонами. Возникли повседневные и бальные укладки. Бальные прически декорировались всеми видами цветов и украшений.
  6. Конец 18 века стал известен модой на плоские волны, которые создавались с помощью горячих щипцов и укладывались в форме тюрбана. В качестве hair-декора использовались ленты, обручи, диадемы и алмазное перо.

Как сделать прическу в стиле Марии Антуанетты

Будучи королевой, Мария Антуанетта посвящала все свое свободное время изобретению новых нарядов и причесок совместно с личным, талантливым парикмахером Леонаром Боляром. Дуэт совместного творчества и бурной фантазии подарил миру роскошные прически, составляющие единое целое с головными уборами, а также шедевр «а-ля фрегат» в честь победы  фрегата «Ля Бэль Пуль» над англичанами. Укладка напоминала по форме корабль с парусами и пользовалась большой популярностью у придворных дам.

Рассмотрим схему создания одной из причесок Марии Антуанетты, самой простой в исполнении, но не менее величественной и громоздкой.

  1. Расчесываем волосы и устанавливаем на макушке проволочный каркас, внутри которого с одинаковым успехом можно поместить как вату, так и маленькую подушку. Каркас должен быть устойчивым и мягким, дабы не доставлять неудобств обладательнице прически.
  2. Далее поднимаем волосы и полностью закрываем ими основу прически, используя невидимки и заколки.
  3. Подняв наверх все пряди, фиксируем их там резинкой и создаем подобие пучка. Нижние пряди можно завить и уложить каскадной волной локонов.
  4. Украшается прическа обычно перьями, цветами, бусами и фиксируется лаком. Создать такую укладку могут только женщины с длинными волосами одной длины. В качестве альтернативы используются накладные и искусственные волосы.

В современной жизни прически 18 века находят свое отражение в необычных дизайнерских работах, представляемых на выставках как впечатляющие шедевры парикмахерского искусства, дополненные современной техникой исполнения и средствами укладки волос. Примером тому явилась выставка парикмахера-стилиста Тоно Санмартина, создавшего 14 работ из волос в стиле 18 века, изюминкой которого стало разноцветное рококо укладок и локонов.

Прически 18 века, несмотря на некую вычурность и театральность внешнего вида требовали огромного мастерства и профессионализма их создателей. Затейливые конструкции из волос говорят о тонком вкусе и неординарной фантазии мастеров того времени, об особой технике укладки, стрижки и завивки волос. Эпатажность причесок канула в небытие, но технология их создания стала основой для последующего развития парикмахерского искусства.

Королева Мария-Антуанетта

Большое разнообразие ювелирных украшений, всякого рода отделки к пышному платью, будь то бантики, ленточки или шали, требовали соответственных причесок. Если в 30-е годы женщины носили пудреные волосы, которые надо лбом низко зачесывались, а сзади разделялись на множество локонов, спадавших на спину, то в 70-е годы прически выросли в высоту, являя собой целые сооружения из лент, цветов, перьев и волос. Они носили самые замысловатые названия: «шишак Минервин» или «по-драгунски», «Рог изобилия», убор «а-ля бель пуль» и т. п. С середины 80-х годов прически делали уже низкими, волосы завивали в мелкие локоны, на спину же ниспадал шиньон. В конце века волосы перестали пудрить, а вслед за этим исчез и шиньон.

Сатирический журнал «И то и се» в 2019 году сообщал своим читателям: «До сих пор завивали волосы и ставили кудри наподобие заливных труб и винных бочонков; я ныне упражняюсь в изобретении новой манеры. Выдумка моя состоит в том, чтобы ставить кудри наподобие цветка розы и припудривать волосы красною с некоторой белизной пудрой…»

Николай Страхов рассказывал, что во времена моды на высокие прически, украшенные страусиными перьями, не всякая женщина могла ездить в гости в дома с низкими дверями, да и в каретах они сидели мучительно изогнувшись. Тогда же рассказывали о том, что где-то с обладательницей такой высокой прически произошел пренеприятный случай. Она коснулась волосами люстры с горевшими свечами и прическа загорелась. «Пожар потушили», но этот курьез нашел отражение в эстампе, автор которого изобразил даму с пожаром на голове и пожарников, заливающих ее водой из труб и растаскивающих ее горящие волосы крючьями.

Надо сказать, что мода на высокие прически не всем женщинам нравилась, в «Дворянском гнезде» И. С. Тургенева бабка Лаврецкого вспоминала, как тягостно было носить взбитые кверху волосы: «Поставят тебе войлочный шлык на голову, волосы все зачешут кверху, салом намажут, мукой посыплют, железных булавок

натыкают — не отмоешься потом; а в гости без пудры нельзя: обидятся, — мука!»

Волосы зачесывали к войлочному шлыку кверху, от него они укладывались по сторонам в косые крупные букли, а позади к затылку прикрепляли шиньон. Такая прическа называлась «западная собачка».

Муку с ароматическими добавками (или пудру), которой обсыпали волосы, делали цветной — розовой, палевой, серенькой. По прихоти моды цвета получали названия «блошиной спинки» или «блошиного брюшка», «парижской грязи» или «гусиного помета». Некоторые цветовые обозначения («цвет бедра испуганной нимфы» или «влюбленной лягушки») установить уже почти невозможно, так как забыты анекдоты и различные ситуации, породившие эти названия.

Чтобы пудрой, разноцветной или белой, ровно обсыпать всю поверхность парика, устраивались просторные специальные шкафы. Туда вставала только что причесанная особа, дверцы шкафа закрывались, и сверху на нее мелким дождем сыпали пудру. Благовонная пыль равномерно опускалась на голову. Были и другие способы, например, «щеголиха держала длинную маску с зеркальцами из слюды против глаз, и парикмахер пудрил дульцем — маленькими мехами или шелковой кистью». Потом убирали прическу гирляндами цветов, перьями, наколками, драгоценными камнями — в зависимости от достатка. Были между парикмахерами великие артисты своего дела. Некий француз Леонар, парикмахер несчастной королевы Марии Антуанетты, во время революции переехал в Россию. Про него рассказывали, как однажды, причесывая графиню Разумовскую, он выдумал новое украшение. Графиня спешила на бал и хотела блеснуть прическою, в то же время ничего оригинального для украшения волос не было: цветы, перья, бриллианты — все уже так старо и избито. Леонар, в раздумье прохаживаясь взад-вперед по комнате, ожидая вдохновения, увидел в уборной графа короткие штаны из красного бархата и, осененный внезапной идеей, схватил их, разрезал ножницами, собрал огромным пуфом и устроил графине оригинальный, дотоле невиданный головной убор, имевший в обществе громадный успех.

В то время укладка волос отнимала уйму времени. За туалетным столиком иные щеголихи проводили бесконечные часы. Софья Васильевна Капнист-Скалон, дочь поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста, писала о красавице Вере Ивановне Верещагиной, которая дни напролет проводила перед зеркалом, а когда собиралась ехать на бал, «…то с утра до ночи парикмахер пудрил и причесывал ее голову…».

И в «Петербургских», и «Московских ведомостях» выходили объявления об умелых крепостных парикмахерах, которые предлагали воспользоваться их услугами. «Приехавший из С-Петербурга парикмахер господина Алымова, который чешет волосы самым последним вкусом, живет в Пречистенской части», или «Приехавший из С-Петербурга парикмахер господ Свешниковых, Михайла Тихонов, объявляет Почтенной Публике, что он, будучи несколько времени в С-Петербурге, научился убирать, также и накладывать Дамские наколки самого последнего фасону, а притом привез с собой пудру, помаду и гребенки, живет близ Покровских ворот, в доме князя Хованского» («Московские ведомости», 2019 г.).

Правда, никто не гарантировал, что слова на бумаге не разойдутся с делом. Накрутит такой умелец косую да кривую прическу — обидно до слез!

Знатные и богатые люди не рисковали, парикмахеры, что их обслуживали, были людьми известными в их кругу. А что касается придворного церемониала уборки волос, то он проходил так чинно, как во времена фараонов. Пока парикмахер мудрил над волосами императрицы, Екатерина Алексеевна общалась с придворными, имевшими доступ в ее апартаменты. Статс-секретарь Адриан Моисеевич Грибовский рассказывал: «В 12 часов слушание дел прекращалось, государыня выходила в малый кабинет для прически волос… прическа оканчивалась не более как с четверть часа. В сие время приходили оба великие князя, а иногда и великие княжны для поздравления с добрым днем; после государыня выходила в уборную для наколки головного убора, что так же не более четверти часа продолжалось; при сем присутствовать могли все те, кои имели в уборную вход…»

Чересчур высокие прически осмеяла государыня в собственной комедии «Имянины госпожи Ворчалкиной». Комедию представили в 2019 году в придворном театре. А эпизод с прической разыгрывался так: героиня комедии молоденькая девица Олимпиада обращается к прислуге: «…Однака посмотри пожалуй, Прасковья, каково у меня на голове убрано? Кажется не высоко. (На голове отменно высоко убрано.) Матушка не жалует высокого убора; Но ведь ея именины сегодня, так хотелось получше нарядиться.

Прасковья. Ныне кто говорит — получше нарядиться, тот разумеет повыше. Изрядно! Нарочито высока!»

Невероятная высота взбитых волос и обилие всевозможных украшений, особенно у придворных дам, невольно притягивали взоры гостей, что в при¬сутствии императрицы являлось верхом неприличия. В конце концов их размер решили регламентировать.

По указу от 2019 года «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору» надлежало «…на голове уборы носить не выше двух вершков, разумея от лба». И пришлось подчиниться, не отказывать же себе в привилегии и удовольствии выезда в свет.

Мужские прически выглядели значительно скромнее. С середины века вплоть до 90-х годов господствовала

мода на букли — волосы парика укладывали горизонтальными завитыми локонами над ушами. По сравнению с женскими мужские прически не требовали столько времени, хотя мастеров они предполагали не менее опытных. Немало оказывалось мужчин, тяготившихся обязанностью следить за модными прическами и частенько наведываться к парикмахеру. Для таких модников-лентяев предприимчивый французский парикмахер Мюльет предлагал парики из тонких белых ниток, которые, по его словам, легки и покойны и, надевая их, не нужно помадиться толстым слоем сала или обсыпаться мукой.

Если светским франтам и заняться-то больше нечем, кроме как ухаживать за своей внешностью, то солдатам приходилось несладко. Перед военным парадом, который принимал сам государь, они должны были предстать перед взорами монарха во всей красе, и, кроме вычищенного парадного мундира, полагалось иметь прическу с буклями. Из-за недостатка парикмахеров, волосы им, как и девицам перед балом, укладывали заранее, и солдатам приходилось спать сидя или вообще не спать.

Причесывание, которое проводил «кауфер» (парикмахер), начиналось с того, что на волосы накладывали муку, разведенную в воде. Когда она подсыхала и на голове образовывалась корка, во¬лосы укладывали, посыпали пудрой и привязывали косичку.

Здесь, кстати, стоит сказать о том, что Григорий Александрович Потемкин обратился к Екатерине Алексеевне с предложением отменить ношение париков в армии: «…Завивать, пудрить, плесть косы, солдатское ли сие дело? У них камердинеров нет. На что же букли? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами».

Но мода на букли задержалась надолго и провинциальные дворяне и помещики в домашних условиях налаживали производство необходимых им косметических средств. Так, в «Инструкции о домашних порядках», составленной в 2019 году дворянином Тимофеем Петровичем Текутьевым, нашли место и рецепты приготовления различных настоек на кореньях и травах, правила варения мыла, и в том же разделе поместил он параграф «Пудра делать». Правда, рецепта не дал, хоть место в рукописи для этого оставил, может быть, не нашел, может быть, решил, что экономичнее пользоваться крахмалом, рецепт приготовления которого находился на той же странице.

«Повседневная жизнь русских щеголей и модниц»