Гендерное воспитание и развитие мальчиков и девочек

Существуют диаметрально противоположные точки зрения о том, что такое гендерное воспитание и какие цели и задачи оно преследует. Пока мамские форумы пестрят статьями, требующими срочно надеть на девочку розовое платье, иначе она вырастет недостаточно женственной, педагогическое сообщество, говоря о том же самом, призывает отказаться от фраз типа «настоящие мужчины не плачут». Отсутствие общей точки зрения, а также такие сильные противоречия говорят о том, что в обществе остро стоит проблема стереотипов и происходит переосмысление гендерных ролей.

Что такое гендерные роли?

Есть такая шутка, что пол —

это

то, что у человека между ног, а гендер — что между ушами. Пол человека формируется ещё в утробе матери, а гендерная идентичность устанавливается в

процессе

воспитания и социализации. Оказывается, чтобы, по версии общества, быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной», недостаточно просто иметь соответствующие половые признаки – важно также обладать определённым набором личностных качеств и привычек, присущих твоей гендерной группе. Склонности, манеры и поведение, которых общество ожидает от «настоящих» мужчин и женщин, и называются гендерными ролями, которые, в свою очередь, диктуют нам набор стереотипов, считающихся в этом обществе сугубо женскими и сугубо мужскими.

Теория гендерного равенства

Во все времена общество обозначало чёткие границы между мужским и женским поведением и функциями, но даже на территории одной страны и среди одного народа понимание сугубо мужских и сугубо женских занятий могло быть разным. В последние тридцать лет на территории стран западной цивилизации укрепилась теория гендерного равенства, благодаря которой западный мир постепенно избавляется от гендерных стереотипов и уравнивает в правах женщин и мужчин. Это прописывается во множестве международных документов, обеспечивая людям одинаковый доступ к социальным и материальным благам, в том числе к образованию и здравоохранению. В основу теории гендерного равенства легли многочисленные исследования, доказывающие, что большинство черт, ранее приписывавшихся определённому полу, на самом деле зависит не с

только

от физиологических особенностей, сколько от социальной среды, в которой воспитывается личность.

Так, было доказано, что мозг мужчин и женщин действительно имеет определённые (хотя и весьма незначительные) различия, но, например, разницы в аналитических возможностях у мужчин и женщин нет. Более того, было установлено, что гармонично развитая зрелая личность сочетает в себе в равной степени и мужские, и женские черты. К такому выводу в конце XIX века пришёл австрийский психолог Отто Вейнингер. Вскоре после публикации его книги «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. Тогда учёные обнаружили наличие женских половых гормонов в мужском организме, а мужских — в женском. Именно сочетание половых гормонов и оказывает влияние на внешность и сексуальное поведение человека. Именно из-за разной концентрации гормонов в одном организме мы видим такое разнообразие проявлений «мужских» и «женских» качеств у представителей обоих полов.

Исследования показывают, что ребёнок осознаёт свой физический пол уже в 2-3 года. Но в этом возрасте он ещё не понимает, что

это

значит. Под влиянием взрослых он учится по одежде, причёске, общему внешнему виду и чертам лица определять пол других

людей

. К семи годам ребёнок окончательно осознаёт, что физический пол остаётся неизменным, даже если девочка наденет брюки, а мальчик вдруг отпустит длинные волосы.

Формирование же гендерной идентичности, то есть осознание своей гендерной роли в обществе, происходит уже в подростковом возрасте, когда у ребёнка появляется больше шансов познавать себя, свои вкусы и предпочтения, понять, что ему по душе, а что — нет. Этому способствует и половое созревание, сопровождающееся романтическими переживаниями и первыми попытками самостоятельно строить отношения со сверстниками своего пола и противоположного. Именно в этом возрасте человек начинает полуосознанно, под влиянием родителей, школы и общества, но теперь прислушиваясь к своим собственным ощущениям, примерять на себя соответствующую гендерную роль.

Традиционный взгляд на гендерные роли

Согласно традиционному воспитанию к

этому

возрасту

дети

знают, что девочки намного спокойнее мальчиков, аккуратнее и прилежнее учатся, имеют склонность к изучению языков и литературе, должны уметь готовить, шить и убирать. Девочки должны быть послушными, отзывчивыми и тихими, ведь они готовятся стать женами, мамами и хранительницами домашнего очага. Мальчишкам же в

это

время прививают стойкость и независимость, их учат полагаться на собственные силы и добиваться своего. Традиционное общество считает, что мальчикам легче даются точные и естественные науки, а вот проблемы с грамотностью

для

них вполне нормальны. Однако на практике девочки далеко не всегда хотят быть тихими и чуткими, а мальчишки могут быть весьма посредственными на занятиях физикой.
Традиционный взгляд на гендерные роли запрещает мальчику проявлять эмоции, ведь он «мужчина», а «мужчины не плачут», в то время как девочке, напротив, разрешается быть чувствительной, но её переживания списываются на «женскую природу», и особого значения им не придаётся. Мальчикам легко списывают любые драки и ссоры, зато если девочке доведётся дать сдачи, разразится скандал, имя которому «ты же девочка».

В таком обществе родители стараются развивать у ребёнка те качества и навыки, которые

будут

общественно приемлемыми. Девочек повсеместно обучают танцам, лепке и вышивке, стараются подтянуть оценки по русскому языку и литературе, не разрешая им заниматься, например, конструированием, программированием или шахматами и сквозь пальцы смотря на «тройку» по алгебре. Если же мальчик вдруг решит, что ему не хочется вечера напролёт проводить, гоняя по полю футбольный мяч, а интереснее было бы, например, рисовать или вышивать крестиком, родители могут и вовсе проигнорировать его желания, ужесточая контроль за посещениями тренировок — со словами «чтобы даже не думал бабскими делами заниматься».

Отказывая ребёнку в доступе к тем занятиям, которые ему интересны, а взамен подсовывая то, что больше соответствует гендерным стереотипам, родители не дают ему

возможность

развивать его природные способности (ведь неспроста же ему интересна эта область деятельности), учат вынужденной беспомощности, показывая, что жизнь подростка не принадлежит ему самому и за него всё решит кто-то другой, а заодно показывают, что мнение общества («девочки таким не занимаются») важнее его собственных чувств и желаний.

Тут и наступает конфликт внутреннего мира ребёнка с внешним, и провоцирует его родитель — человек, который изначально ассоциируется с заботой и защитой. Теперь ребёнок, безоговорочно доверявший маме и папе, вдруг узнает, что они не всегда

будут

на его стороне. Исчезает доверительное отношение, и без того достаточно потрёпанное в силу подросткового возраста. Если в семье нет понимания, то любой упрёк в несоответствии гендерным стереотипам из внешнего мира (особенно от сверстников) будет оставлять свой след в психике подростка и приведёт к

формированию

комплекса неполноценности, который серьёзно помешает ему в дальнейшем. К тому же ребёнок, которому навязывали увлечения, сам никогда не научится понимать, что же ему действительно нужно.

Природа свое возьмет

Главным аргументом против гендерного равенства и в пользу традиционного гендерного воспитания с четко обозначенными женскими и мужскими ролями традиционное общество называет природную необходимость девушки быть нежной и отзывчивой женой и матерью, а мужчины — защищать свою семью и вырывать себе

место

под солнцем. Если природа создала нас такими, то и воспитывать детей нужно в соответствии с тем, что она им уготовила. Но, позвольте, если природа так мудра и не может ошибаться, почему же она нуждается в подкреплении гендерной роли ещё и воспитанием? Если стереотипы поведения заложены в нас изначально, почему нам необходимо прилагать какие-то дополнительные усилия?

Девочка не сможет стать достойной матерью, если воспитывать в ней независимость и чувство собственного достоинства, а у мальчика не будет шансов защитить себя, если он будет заниматься танцами? Показательным

для

таких предрассудков можно считать случай из практики американского психотерапевта, наблюдавшего близнецов. В самом младенчестве по врачебной ошибке один из близнецов лишился пениса. Чтобы мальчик не чувствовал себя неполноценным в будущем, родители приняли сложное решение: сменить ребёнку пол.

Так

Джон превратился в Джоан. Джоан не знала, что родилась мальчиком, родители воспитывали близнецов в соответствии с их гендерными ролями. В подростковом возрасте у Джоан возникли проблемы со своей гендерной идентичностью, она проявляла всё больше качеств, которые чаще ждут от мальчиков, чем от девочек. Со временем родителям пришлось открыть Джоан правду, узнав которую, та решилась на повторную операцию. Теперь Джон женат на девушке и больше не испытывает проблем с гендерным самоопределением.

Природа расставила всё по своим местам, хотя в детстве Джоан играла с куклами и носила платья. Стало быть, не так уж и страшно, если мальчик в детстве будет проявлять чувствительность, а девочка — играть со сверстниками в войнушку, — природа всё равно возьмёт своё, когда придёт время, каких бы взглядов на воспитание мы ни придерживались.

Формирование

личности

Рецепт отказа от гендерных стереотипов прост. Чтобы воспитать своего ребёнка достойным членом общества, стоит, в первую очередь, прививать ему общечеловеческие ценности. Например, драться плохо не потому, что «ты девочка», а потому, что цивилизованный человек не решает проблемы с позиции силы. Слёзы нужно сдерживать не

только

от того, что «мальчики не плачут», да и вовсе их сдерживать не стоит, но вот знать, где и когда ты можешь позволить себе выход таких эмоций, когда стоит перетерпеть, всё-таки необходимо, неважно, мальчик ты или девочка.

Ребёнок вырастет гармоничной личностью, если он будет знать, что, каким бы он ни был, его родители всегда

будут

на его стороне и поддержат любое его начинание, каким бы безумным оно ни казалось. Доверие в семье — залог формирования сильной и независимой

личности

, которая сможет преодолеть любые невзгоды и не будет вынуждена пробираться сквозь сложный и болезненный процесс осознания себя и своей уникальности. А фразы «ты же мальчик» и «ты же девочка» лучше выбросить из своего лексикона.

На чтение 6 мин.

С самого появления младенца на свет каждый родитель старается воспитывать его в соответствии с качествами, присущими тому или иному полу. Девочки должны быть нежными, заботливыми, а мальчики смелыми, сильными. Это и есть гендерное воспитание ребенка. В чем же суть гендерного воспитания? На что нужно обратить

внимание

родителям? Какие вопросы могут возникнуть в

процессе

воспитания?

Что же

это

за воспитание?

Так

вот, гендерное воспитание детей —

это

не

только

развитие качеств, характерных мальчикам или девочкам. Скорее здесь происходит социально — психологическое и культурное разделение в воспитании.

Развитие мальчика и девочки должно быть разным. При одинаковом

воспитании

разнополых детей вероятность проявления нежности, трусости, эмоциональность у

мальчиков

возрастает, а у

девочек

агрессивности, дерзости. Родителям стоит обратить

внимание

на характер воспитания дочек и сыночков.

Правильное гендерное воспитание детей позволит понять мальчикам и девочкам, что их различия заключаются не

только

во внешних факторах, но и в структуре поведения. Задача родителей и воспитателей научить ребенка ассоциировать себя с конкретным полом. С гендерным воспитанием к детям приходит:

  • понимание о принадлежности к тому или иному полу;
  • чувство терпения к противоположному полу;
  • знание о поведении, принадлежащего пола, и желание следовать им.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста во многом упростит взрослую жизнь, оградит от поступков, из-за которых ребенок может стать насмешкой

для

остальных.

В возрасте двух лет

дети

начинают понимать к какому они принадлежат полу, стараются вести себя соответственно, даже могут различать девочку от мальчика (в основном по одежде, прическе). Чуть постарше малыш понимает, что мальчики вырастают мужчинами, девочки — женщинами.

На развитие дошкольников большое влияние оказывает поведение родителей. Малыш копирует родителя своего пола и старается быть максимально похожим. Выбор будущей жены или мужа также зависит от родителей. Сын подбирает себе жену, похожую на свою маму, а женщины обращают

внимание

на мужчин, похожих на папу.

Гендерный подход в семейном

воспитании

должен быть слаженным и гармоничным. Взаимоотношения между родителями очень влияют на гендерное воспитание. Главное

для

родителей быть достойным примером, показывать свою любовь, заботу, уважение, доверительные отношения. Под таким влиянием большая вероятность того, что Ваш ребенок создаст счастливые отношения в будущем.

В современном мире границы поведения мужчины и женщины становятся размытыми. Женщины стали более грубыми, агрессивными. Мужчины стеснительными и трусливыми. Такое поведение берет начало с особенностей гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольных учреждениях в основном работают женщины и дать “мужское” воспитание они в принципе не могут. В своеобразии такого поведения у

мальчиков

утрачиваются умение быть главой семьи, превращаются из “добытчика” в иждивенца. Во время сюжетно — ролевых игр девочки не умеют быть терпеливыми, заботливыми, мальчики не спешат помочь физически, боятся постоять за себя.

Принадлежность к тому или иному полу не приходит само по себе. Понятие о гендерной принадлежности достигается путем развитии родителей дома и воспитателей в детском саду. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада проходит через игры. Организовываются сюжетно — ролевые игры

для

мальчиков

и девочек. Очень часто игры объединяют, что дает

возможность

наблюдать за действиями

противоположного пола.

Главной целью воспитателей привить к девочкам такие качества как

нежность,

кротость, женственность, мальчикам — упорство, мужество, наблюдательность. Во время игр связанных с профессиями

дети

видят разделение на мужскую и женскую деятельность, их особенности.

Можно выделить основные методы гендерного воспитания дошкольников:

  • сюжетно — ролевые игры (“Семья”, “профессии”);
  • беседы с применением литературы, наглядного материала;
  • приготовление открыток, подарков

    для

    мамы, папы, близких, друзей;

  • чтение сказок, заучивание стихов, поговорок.

В подростковом возрасте происходит “взрыв” гормонов и огромную роль играет гендерное воспитание, полученное ранее. В этом возрасте происходит формирование гендерных ценностей и умений. Если мальчик вырос под опекой мамы, то ни о какой личной жизни не может быть и речи (если конечно мама не одобрит). И наоборот, девочка не получившая достаточно материнской любви в детстве, старается найти тепло “на стороне”. Гендерное воспитание подростков основывается на развитии в раннем возрасте.

Девочки и мальчики. Особенности, советы психолога.

Так

в чем же разница между детьми и их воспитанием? Психологами доказано, что мальчики и девочки отличаются психологическим развитием. Девочки раньше начинают ходить и говорить, мальчики исследуют сами и получают опыт испытав неудачи. Девочкам проще запомнить услышанное, мальчики лучше увидят. Не зря говорят: “Женщины любят ушами, а мужчина глазами”.

Особенности гендерного воспитания девочки в семье:

  • девочки нуждаются в заботе, помощь расценивают как показатель любви;
  • для

    развития женских черт характера дочке необходима близкая связь с мамой;

  • разговоры “по душам” с мамой

    только

    укрепляют отношения и знакомят с женским единством;

  • между папой и дочкой особенные отношения. Папам необходимо показать уважение, любовь и нежность;
  • привлечение будущей хозяйки в домашние дела, познакомит с тонкостями и секретами ведения хозяйства;
  • больше хвалите девочек;
  • обеспечьте игровую зону “женскими” атрибутами (посуда, утюг, пупсик в коляске);
  • обратите

    внимание

    на развитие крупной моторике: подвижные игры, танцы.

У

мальчиков

свои отличительные черты по

гендерному

воспитанию:

  • для

    мальчиков

    любовь —

    это

    доверие. Он чувствует себя стоящим, когда ему доверяют;

  • пример мужества и стабильности должен быть отец. Папе нужно привлекать мальчика в мужские дела по дому (починить, прибить) и спорт (футбол, хоккей). Если сын растет без папы, то необходимо найти

    возможность

    ему общаться с мужчинами (дедушка, дядя), чтобы он видел как должен вести себя настоящий мужчина;

  • для

    мужского пола очень важна дисциплина, она сделает малыша ответственным;

  • нельзя запрещать давать волю эмоциям. Мужчинам тоже иногда хочется выплакаться, что говорить о ребенке;
  • мальчишкам очень важен контакт с родителями;
  • умение приготовить себе еду или убрать вещи — ценное умение

    для

    сильного пола;

  • мелкие конструкторы, солдатики, рисование, лепка и подобный вид

    деятельности

    хорошо развивает мелкую моторику, очень важную

    для

    мальчиков.

Можно понять, что гендерное воспитание детей начинается с раннего возраста и в большей мере зависит от родителей и близких. Понятие отличительных черт психо

логического

развития того или иного пола облегчат взрослую жизнь Вашему ребенку. Но, не забывайте, что главный двигатель правильного воспитания является любовь и уважение.

Автор: Ермоленко Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС «Мишутка»
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Гендерное воспитание

мальчиков

и девочек»
Дата публикации: 15.03.2019
Раздел: дошкольное образование

Назад

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Мишутка» г.Волгодонска

(МБДОУ ДС «Мишутка» г.Волгодонска)

Методическая разработка

«Организованная образовательная деятельность по познавательному

развитию

для

детей старшей группы на тему «Гендерное воспитание

мальчиков

и девочек»

Материал подготовлен

воспитателем старшей группы

С.И. Ермоленко

Оглавление

1. Аннотация к методической разработке

2.

Содержание

методического

материала.

Конспект

организованной

образовательной

деятельности

по

познавательному

развитию

«Гендерное

воспитание

мальчиков

и девочек»

3. Заключение

4. Список используемой литературы

1.

Аннотация к методической разработке

Конспект

организованной

образовательной

деятельности

по

познавательному

развитию

«Гендерное воспитание

мальчиков

и девочек».

Данная разработка представляет собой методический материал для

проведения

непосредственно

образовательной

деятельности

по

познавательному

развитию,

раскрывает

вопрос,

дифференцированного

подхода в

воспитании

мальчиков

и девочек.

Методическая разработка отвечает требованиям ФГОС, основана на опыте

работы педагога С.И.Ермоленко, предназначена

для

использования в работе

воспитателей старших групп в ДОУ.

В

качестве

практического

материала

мною

представлен

конспект

организованной

образовательной

деятельности

по познавательному развитию

для

детей старшей группы на тему «Гендерное воспитание

мальчиков

и

девочек».

Актуальность

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к

разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Демократизация

отношений

полов

повлекла

смешение

половых

ролей,

феминизацию мужчин и омужествление женщин.

Если в дошкольные годы не заложить у

девочек

– мягкость,

нежность,

аккуратность, стремление к красоте, а у

мальчиков

– смелость, твердость,

выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам

противоположного

пола,

т.

е.

не

развить

предпосылки

женственности

и

мужественности,

то

это

может

привести

к

тому,

что

став

взрослыми

мужчинами

и

женщинами,

они

будут

плохо

справляться

со

своими

семейными, общественными и социальными ролями.

Исходя

из

своего

опыта

работы

по

гендерному

воспитанию,

мною

разработан

конспект НОД по данному направлению. Тема

опыта

работы по

гендерному

воспитанию обосновывается существованием ряда проблем:

1.Снижение уровня здоровья

мальчиков

и девочек.

2.Притупление или потеря

чувства

гендерной принадлежности.

3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

Одним

из

основных

принципов

Федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип

уважения

личности

ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) является

создание

условий

для

его

личностного

развития,

социализации

и

индивидуализации.

В этой связи проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста

будет достаточно актуальной при организации педагогической работы в ДОУ.

Реализация

задач

по

этому

направлению

осуществляется

в

рамках

образовательной

области

«Социально-коммуникативное

развитие»

и

в

формах, специфических

для

детей дошкольного возраста, то есть, прежде

всего, в форме игры.

Задача

педагога

способствовать

становлению

устойчивого

интереса

детей

к

сфере

гендерной

культуры,

становлению

социально

значимых

ценностей

и

смыслов

гендерного

взаимодействия,

формированию

адекватных, соответствующих полу способов поведения.

Наблюдая за воспитанниками группы, я отметила, что многие девочки

лишены

скромности,

нежности,

терпения,

не

умеют

мирно

разрешать

конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя,

слабы физически,

лишены

выносливости и эмоциональной устойчивости, у

них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание

игр детей так же вызывает тревогу:

дети

демонстрируют модели поведения,

не

соответствующие

полу

ребенка,

не

умеют

договариваться

в

игре,

распределять

роли.

В

процессе

трудовой

деятельности

дети

не

умеют

самостоятельно

распределять

обязанности с учетом пола партнера.

Гендерное

воспитание

в

группе

осуществляется

во

всех

режимных

моментах посредством разнообразных форм и методов работы.

Средства: игры, народные сказки, пословицы, колыбельные песни.

Методы: игры, познавательно-развивающие этические беседы, проблемные

ситуации, схемы-действия.

Формы: игровая деятельность, экспериментальная, проблемно – поисковая.

Конспект

разработан

в

соответствии

с

ФГОС

ДО,

соблюдением

норм

СанПиН 2.4.1.3049 -13.

На

протяжении

совместной

деятельности

воспитатель

способствует

проявлению

творческого

воображения,

логического

мышления

у

детей,

одновременно определяя их творческий потенциал. Применяются игровые

формы

и

методы,

определяющие

коммуникативные

способности

воспитанников.

1.

Содержание

методического материала

Конспект

организованной

образовательной

деятельности

по

познавательному

развитию

«Гендерное развитие

мальчиков

и девочек»

Введение

Интеграция

образовательных

областей:

«Познавательное

развитие»,

«Социально – коммуникативное

развитие»,

«Речевое развитие».

Цель: развитие представлений детей о полоролевых сходствах и различиях

образа мальчика и девочки.

Задачи:

«Познавательное развитие»: развитие у ребенка представление о том,

кто он: мальчик или девочка; учить находить отличия во

внешнем

облике

мальчиков

и

девочек,

развивать наблюдательность, способность сравнивать,

сопоставлять, делать выводы.

«Социально — коммуникативное развитие»: развитие умение общаться

со сверстниками, учить определять особенности игровых интересов мальчиков

и

девочек,

воспитывать

аккуратность

и

опрятность

во

внешнем

виде.

У

мальчиков

воспитывать

уважение

к

девочкам,

у

девочек

заботливое

отношение к мальчикам, окружающим, стремление быть добрыми.

«Речевое развитие»: активизация словарного запаса детей.

Предварительная работа: рассматривание альбомов: «Мальчик, мужчина,

дедушка», «Девочка,

женщина,

бабушка», «Семья», «Профессии», групповых

альбомов:

«Как

играют

наши

девочки»,

«Как

играют

наши

мальчики»,

сюжетных картин о семье, обязанностях и отдыха ее членов. Рассматривание и

чтение книг: «Игрушки» А. Барто, «Вот какая мама», «Малышок — голышок»,

«Девочка чумазая» Е. Благининой. Игра в дидактические игры: «Одень мишек»,

«Во что любят играть мальчики и девочки? », «Что делает Маша, что делает

Ваня? », «Одень Машеньку», «Семья», «Мой дом», «Профессии».

Материал

для

занятия: Незнайка, куклы Ваня и Маша, корзина, карточки

с изображением подарков, кубики, красные и зеленые карточки по количеству

детей,

раскраски.

Цифровые

образовательные

ресурсы: презентация

для

игры

«Благородные поступки», аудиозапись песни «Из чего же, из чего же, из чего же

сделаны наши мальчишки».

Ход занятия

Организационный момент:

Ритуал-приветствие: Здравствуйте, ребята! Давайте, поприветствуем друг

друга. Сначала девочки («пружинка»), теперь мальчики («наклон головы»).

Замечательно! А теперь присаживайтесь на стульчики.

Основная часть:

Воспитатель:

Мальчики

и

девочки,

вы

слышите

шум

за

дверью?

(воспитатель выглядывает за дверь)

Незнайка: Ребята, здравствуйте! Вы знаете, кто я? Меня к вам отправили

жители далёкого волшебного Цветочного города. Они передали вам посылку и

письмо. Просили вашей помощи. Сказали, что все написали в письме. Скорее

же прочитаем его.

«Дорогие

дети

группы «Семицветик». Вам пишут жители веселого

волшебного

Цветочного

города.

Раньше

в

нашем

городе

повсюду

была

радость, веселье и волшебство. Но однажды на нас напал злой волшебник и

заколдовал наши

игрушки

и вещи. Мальчики и девочки стали спорить и

ссориться. Помогите нам, разобраться, где же чьи вещи. Мы отправили в

посылке свои вещи и игрушки. В посылку мы положили два пакета, в

которые вы положите наши вещи. Вы очень добрые, умные и дружные

ребята. Как

только

выполните все просьбы, отправьте нам посылку».

Незнайка: Ну, что ребята поможем? (ответы детей).

(Дети с воспитателем смотрят, что в посылке)

Воспитатель:

Ребята,

посмотрите,

и

правда,

все

игрушки

и

вещи

перепутались.

А

ещё

в

посылке

есть

конверты

с

заданиями.

Их

нужно

выполнить и волшебство злого волшебника закончится.

1. Синий конверт. Задание «Помогите друзьям».

Я предлагаю вам разделиться на две команды – команда

девочек

и команда

мальчиков. Давайте Незнайку пригласим к нам в команду. Как вы думаете, в

команду

девочек

или в

команду

мальчиков

Незнайка должен стать?

Дети:

В

команду

мальчиков.

Он

мальчик.

Носит

штанишки,

галстук,

короткую стрижку.

Вам нужно: девочкам выбрать те игрушки, в которые

играют

девочки, и

положить в красный пакет. А мальчикам выбрать те игрушки, которыми играют

мальчики и кладут в синий пакет. Посмотрим, какие вы внимательные.

Ребята, а почему в коробке остались игрушки? (Дети отвечают, что в

игрушки, которые остались, могут играть и мальчики, и девочки).

Правильно,

по

смотрите

мы

такие

разные,

а

играть

веселее

вместе.

Игрушки могут быть и общими. Молодцы!

2. Зеленый конверт — Проводится пальчиковая гимнастика

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

3. Красный Конверт — Распределите картинки по порядку

Дети из Цветочного города спрашивают, как они

будут

выглядеть, когда

подрастут, как

будут

их называть?

(девочка,

девушка,

женщина,

бабушка;

мальчик,

юноша,

мужчина,

дедушка)

По

смотрите

на иллюстрации, которые я вам приготовила. Распределите

картинки по порядку — от младенца до старого человека.

4. Желтый конверт – «ответьте на вопросы»

Сейчас мы поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы должны отвечать на

них, выполняя определённые действия. Если ответ относится к девочкам или

женщинам — должны встать девочки, а если ответ подходит

для

мальчиков

и

мужчин –встать должны мальчики.

-Кто любит играть в футбол?

— Кто любит играть с куклой?

-Кто любит носить украшения?

-Кто забивает гвоздь?

-Кто готовит вкусный обед?

-Кто стирает наши вещи?

-Кто заплетает девочкам косички?

-Кто служит в армии?

-Кто поёт колыбельные песни?

— Кто дома ухаживает за цветами.

Молодцы, какие вы внимательные.

5.

Оранжевый

конверт-игра

«Благородные

поступки»

(мозговой

штурм)

Предлагаю вам, ребята, посмотреть на экран телевизора.

Мальчики

и

девочки,

обратите

внимание

на

экран

телевизора.

Вы

внимательно

смотрите

на

слайд

и

говорите,

какое

место

в

жизни

людей

занимает тот или иной поступок. Достоин он похвалы или осуждения? Если

данный

поступок

достоин

похвалы

поднимаем

зеленую

карточку,

если

осуждения – красную.

(Благородные

поступки

для

мальчиков:

называть

девочку

только

по

имени;

уступать

в

транспорте

место;

никогда

не

обижать

девочку;

защищать девочку; помогать девочке носить тяжелые вещи; мальчик должен

помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.)

(Благородные

поступки

для

девочек: называть мальчика

только

по имени;

при

встрече

с

мальчиком

здороваться;

хвалить

мальчика

за

проявление

внимания; не

обижать

и не обзывать мальчика, благодарить мальчика за

добрые дела и поступки; и т.д.)

Замечательно,

ребята!

Так

как

вы

дружные,

вы

справились

со

всеми

заданиями! Кажется, опять стучатся.

Воспитатель вносит шары

Посмотрите, какие красивые шары, интересно от кого они? Здесь записка:

«Дорогие

ребята,

большое

вам

спасибо!

Вы

справились

со

всеми

заданиями и у нас сейчас всё хорошо, мальчики и девочки снова живут

дружно. В благодарность мы дарим вам эти воздушные шары, мы хотим,

что бы вы всегда улыбались, оставались такими же дружными».

Рефлексия:

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Заключение

Работая над опытом по теме «Гендерное воспитание», я стараюсь у

девочек

прививать

и

развивать

такие

чувства

как:

мягкость,

нежность,

аккуратность, стремление к красоте, а у

мальчиков:

смелость, твердость,

выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам

противоположного пола.

Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или

мальчика

в

дошкольном

возрасте,

повлияет

на

развитие

личности

существенно. И позволит

проявлению

у

девочек

и

мальчиков

тех качеств

личности

, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных

особенностей, обращаю

внимание

на следующее:

На

привлекательность

игрового

материала

и

ролевой

атрибутики

с

целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов

женского и мужского поведения;

На достаточность и полноту

материала

для

игр, в

процессе

которой

девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

На наличие

атрибутики

и маркеров игрового пространства

для

игр –

«путешествий»

в

которых

для

мальчиков

представляется

возможность

проиграть мужскую модель поведения.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-

разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат,

по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Таким образом, я убеждена, что веду работу в правильном направлении.

И задача моей работы — необходимость дифференцированного подхода в

воспитании

мальчиков

и

девочек

с младшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1.Детство:

Примерная

образовательная

программа

дошкольного

образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гигоберидзе, О.В.Солнцева и др.-СПб.: ООО

«Издательство «Детство-Пресс», 2014.

2.В.Д.Ефремова,Т.П.Хризман

Мальчики

и

девочки-два

разных

мира.Нейропсихологии-учителям,

воспитателям,

школьным

психологам.-

М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

3.И.Я.Михайленко, Н.А.Короткова Организация сюжетно-ролевой игры

в детском саду. НОУ «Учебный центр» им.Л.А.Венгера «Развитие».-М.,»2000

4.Н.А.Баранникова О мальчишках и девчонках, а так же их родителях.

Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.

5.Гендерный

подход

в

воспитании

личности

/

Авт.-сост.Л.В.Астапович.

Мн.:Красико-Принт,

В раздел образования